Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Методы государственного регулирования экономики.






 

Методы формируют инструментарий → инструменты, которыми органы власти могут воспользоваться в своей деятельности.

Метод – способ познания и преобразования объекта на основе определённых правил и приоритетов, применяемых при регулировании.

Метод поясняет, что и как делаем на основе существующих правил.

Инструментарий предполагает выбор формы и метода. Инструментарий – комбинация формы и метода.

Форма – то, на что будут направлены действия.

Основные требования к механизму государственного регулирования:

1 ) адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики в конкретных исторических рамках. Смотрим на специфику определённой ситуации, потом выбираем метод.

2) системность: все элементы регулирования должны быть увязаны между собой. Как мы, воздействуя на одно, будем воздействовать на другое. Например, поддержка производства: ↓ налоги; ↑ господдержки.

3) комплексность: механизм регулирования охватывает с разумной степенью погружения все экономические и социальные процессы. Воздействуя на одно, мы воздействуем и на другое. Если, например, школа в деревне закрыта, то это представляет собой основу миграционных процессов.

 

Методы ГРЭ

прямые
косвенные
I. административные
II. экономические
Инструменты денежно-кредитной политики (ДКП)
Инструменты бюджетно-налоговой политики
Общие
Селективные
Бюджетные
Налоговые
По объекту воздействия →
По степени воздействия на свободу хозяйствующих субъектов
>

 


Существуют методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству.

Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.

 

I. Особенности административных средств (методов):

1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства.

2) Базируются на силе и авторитете государственной власти (жёсткий контроль, санкции за нарушения). Функция контроля будет чётко определена (кто из органов власти будет её осуществлять).

3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения.

Меры запрета: после 21: 00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета.

Разрешение: на отстрел, на ношения оружия.

Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.).

4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.

 

Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.

 

 

II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на:

v средства денежно-кредитной политики;

v средства бюджетной-налоговой политики.

 

Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.

 

Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.

Кредитные учреждения (ломбард, венчурные фонды, лизинговые компании, кассы взаимопомощи) + почтово-сберегательные услуги
Специализированные банки: Россельхоз банк (выдаёт кредиты для с/х)
Коммерческие банки
Неэмиссионные банки
Эмиссионный банк
I FUG2t7qOZ8+kms5IWemjjkG6qQR+rMZYqYs8XA66VqZ+RGXBTH2Nc4iHzsAPSgbs6ZK673sGghL1 XmN1Vtl8HoYgGvPFZY4GnHuqcw/THKFK6imZjls/Dc7egmw7fCmLcmhzgxVtZBT7hdWRP/ZtrMFx xsJgnNsx6uVPsHkCAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQBPXjmR3wAAAAoBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sTI9BT4NAEIXvJv6HzZh4s0uhtoIsjdHUxGNLL94GdgSU3SXs0qK/3ulJj5P35b1v8u1s enGi0XfOKlguIhBka6c72yg4lru7BxA+oNXYO0sKvsnDtri+yjHT7mz3dDqERnCJ9RkqaEMYMil9 3ZJBv3ADWc4+3Ggw8Dk2Uo945nLTyziK1tJgZ3mhxYGeW6q/DpNRUHXxEX/25Wtk0l0S3ubyc3p/ Uer2Zn56BBFoDn8wXPRZHQp2qtxktRe9gtV9umZUQRonIBjYJJsliIrJVZSALHL5/4XiFwAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALtr7hosAgAAUQQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAE9eOZHfAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAhgQA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACSBQAAAAA= ">
Парабанковский сектор
Банковский сектор
Кредитно-банковская сфера  

 

 

ЦБ контролирует MS – фиксированная величина.

Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы[2].

ликвидность
Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:

§ МО = наличные деньги;

§ М1= М0 + чеки, вклады до востребования;

§ М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги;

§ МЗ = М2 + вклады;

§ L = М3 + ценные бумаги.

 

↓ доходность, ↑ надёжность

 

MD= MD т +MDA; где MD – спрос на деньги, MD т– транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MDA – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.

 

MDТ (Q): Q↑ → MDТ ↑ Q↑ → MDТ MDA (r): r↑ → MDA ↓ r↓ → MDA

MDA: акции, облигации→ r. Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$.

А если r = 20%, то годовой доход = 200$.

 

Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы:

1) Прямые методы:

Ø эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ);

Ø ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам.

2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами:

Ø ставка рефинансирования (rr) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам.

↑ ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков.

Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1, 5) → банк (размер ставки = 2) → банк

rr ↑ → MS ↓ (предложение денег);

rr ↓ → MS ↑.

Ø операции с государственными ценными бумагами:

Выпуск ГЦБ ↑ → MS↓;

Погашение ГЦБ → MS↑.

Ø норма банковских резервов – установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами.

НБР↑ → MS↓;

НБР↓ → MS↑.

Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег.

Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег.

Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.

 

«Дешевые деньги»:

Если MS↑ → мы нарушаем равновесие и получается, что MS> MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD↑ (спрос на облигации↑, чтобы сохранить деньги) → BD> BS (предложение облигаций) → PB(цена на облигации) → r↓ → MDr(А)↑ → MD↑ → MD= MS.

Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить.

Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок.

«Дорогие деньги»:

MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MS< MD (денег становится меньше) → «дорогие деньги» → BS↑ (предложение облигаций↑, п.ч. население их продаёт) → BS> BD → PB↓ → r↑ (чтобы не забирали деньги)→ MD(А)↓ → MD↓ → MD= MS.

Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.

 

Селективные методы кредитно-денежной политики:

1) госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность;

2) управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита[3] на рынок ссудного капитала[4]).

Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России.

О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования).

MS↓ на деньги→ спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест.

Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия → инфляция, политика дешёвых денег.

3) регулирование кредитных операций и денежной эмиссии;

4) контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный[5] и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита[6].

Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения.

Сфера гос. регулирования - региональная политика.

5) регулирование риска и ликвидности денежных операций: риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал