Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Методы государственного регулирования экономики.
Методы формируют инструментарий → инструменты, которыми органы власти могут воспользоваться в своей деятельности. Метод – способ познания и преобразования объекта на основе определённых правил и приоритетов, применяемых при регулировании. Метод поясняет, что и как делаем на основе существующих правил. Инструментарий предполагает выбор формы и метода. Инструментарий – комбинация формы и метода. Форма – то, на что будут направлены действия. Основные требования к механизму государственного регулирования: 1 ) адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики в конкретных исторических рамках. Смотрим на специфику определённой ситуации, потом выбираем метод. 2) системность: все элементы регулирования должны быть увязаны между собой. Как мы, воздействуя на одно, будем воздействовать на другое. Например, поддержка производства: ↓ налоги; ↑ господдержки. 3) комплексность: механизм регулирования охватывает с разумной степенью погружения все экономические и социальные процессы. Воздействуя на одно, мы воздействуем и на другое. Если, например, школа в деревне закрыта, то это представляет собой основу миграционных процессов.
Методы ГРЭ
Существуют методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия реализуются средствами административного и экономического влияния. Методы прямого воздействия нацелены на тот объект, состояние которого мы хотим изменить. Прямой метод хорошо виден и часто имеет негативное отношение к методу и государству. Воздействие от косвенного метода затрагивает всех. Косвенный метод не учитывает специфику. Государство должно усилить контроль за исполнением косвенных методов регулирования.
I. Особенности административных средств (методов): 1) Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации. Т.е. государству не нужны дополнительные средства, чтобы их запустить. Пример: новый закон. Мы его запустили (одобрили), и он будет функционировать. А вот чтобы пустить программу субсидирования, нужны дополнительные средства. 2) Базируются на силе и авторитете государственной власти (жёсткий контроль, санкции за нарушения). Функция контроля будет чётко определена (кто из органов власти будет её осуществлять). 3) Включают меры запрета, разрешения и принуждения. Меры запрета: после 21: 00 запрет на продажу алкогольной продукции; запреты на производство оружия, наркотиков. Гражданский кодекс: административные методы воздействия построены на принципах запрета. Разрешение: на отстрел, на ношения оружия. Принуждение: лицензирование (принуждаем получить лицензию; если хочешь получить лицензию, должен выполнить ряд требований). Гражданский кодекс: организационно-правовые формы предприятий – это разрешённые формы хозяйствования в РФ; квотирование (квота на ввоз авто / вывоз газа), в данном случае делаем коридор: до 2 (тыс. / м. куб.). 4) Предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики и государственной собственностью. Их главная цель – не получение прибыли, а создание общественных благ. Они не действую в рамках рыночного механизма.
Административные средства регулирования в развитых странах используются при всём при этом в незначительных масштабах. Их сфера деятельности в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо защищенных слоёв населения, однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает. Дополнительных финансовых средств они не требуют.
II. Экономические методы государственного регулирования подразделяются на: v средства денежно-кредитной политики; v средства бюджетной-налоговой политики.
Средства денежно-кредитной политики воздействуют на денежный рынок. Т.о. государственное регулирование (ГР) направлено на денежный рынок.
Денежный рынок → нам интересно: спрос (MD) и предложение (MS) на деньги.
ЦБ контролирует MS – фиксированная величина. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты – показатели структуры денежной массы[2].
§ МО = наличные деньги; § М1= М0 + чеки, вклады до востребования; § М2= М1 + небольшие срочные вклады, государственные ценные бумаги; § МЗ = М2 + вклады; § L = М3 + ценные бумаги.
↓ доходность, ↑ надёжность
MD= MD т +MDA; где MD – спрос на деньги, MD т– транзакционный спрос на деньги (зависится от национального выпуска), MDA – спекулятивный спрос на деньги (для сохранения богатства). Также см. стр.7 лекций.
MDA: акции, облигации→ r. Продажа/покупка. Например, есть облигации на 1000$, r (годовая %-ая ставка) = 10%. Тогда получается, что годовой доход = 100$. А если r = 20%, то годовой доход = 200$.
Традиционными инструментами ДКП являются общие (прямые и косвенные) методы: 1) Прямые методы: Ø эмиссия (выпуск денежных средств; осуществляет ЦБ); Ø ремиссия (изъятие денежных средств; кредитная рестрикция). Это политически невыгодная процедура, которая не нравится хозяйствующим субъектам. 2) Поэтому рестрикцию проводят косвенными методами: Ø ставка рефинансирования (rr) – процентная ставка, которую использует центральный банк при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, которые предоставляют кредитные организации юридическим и физическим лицам. ↑ ставка → ↓ меньше возможностей кредитования у банков. Ставка рефинансирования заглушает банковский мультипликатор (Mult): банк (размер ставки = 1, 5) → банк (размер ставки = 2) → банк rr ↑ → MS ↓ (предложение денег); rr ↓ → MS ↑. Ø операции с государственными ценными бумагами: Выпуск ГЦБ ↑ → MS↓; Погашение ГЦБ → MS↑. Ø норма банковских резервов – установленный процент от доходов неэмиссионых банков, который хранится на беспроцентном депозите в ЦБ для того, чтобы в случае банкротства банк смог расплатиться с клиентами. НБР↑ → MS↓; НБР↓ → MS↑. Используя ДКП, мы влияем на наполняемость денег. Государство может проводить политику дешёвых или дорогих денег. Наполняемость денег (дешёвые или дорогие): при том же номинале (например 50 руб.), можем купить больше или меньше товаров и услуг.
«Дешевые деньги»: Если MS↑ → мы нарушаем равновесие и получается, что MS> MD → «дешёвые деньги» → население пытается от них избавиться → BD↑ (спрос на облигации↑, чтобы сохранить деньги) → BD> BS (предложение облигаций) → PB↑ (цена на облигации) → r↓ → MDr(А)↑ → MD↑ → MD= MS. Снижая доходность ценных бумаг (r), мы заставляем население тратить. Политика дешёвых денег воздействует на финансовый рынок. «Дорогие деньги»: MS↓ (государство уменьшает предложение денег) → MS< MD (денег становится меньше) → «дорогие деньги» → BS↑ (предложение облигаций↑, п.ч. население их продаёт) → BS> BD → PB↓ → r↑ (чтобы не забирали деньги)→ MD(А)↓ → MD↓ → MD= MS. Деньги дорогие, значит, их не хватает. Производители снижают цены на продукцию; ↓ качество продукции, чтобы удержать покупателей.
Селективные методы кредитно-денежной политики: 1) госконтроль над банковской системой (путём административных методов»; сила и авторитет власти). Пример (гос-во): выдаем/отзываем лицензию на банковскую деятельность; 2) управление государственным долгом в условиях хронического дефицита бюджета. Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый бюджетный год. (Использование данного инструмента приводит к возрастанию влияния гос. кредита[3] на рынок ссудного капитала[4]). Внешние заимствования → внешние источники (МВФ, Банк реконструкции и развития, др. страны). Таджикистан – Россия: ситуация с лётчиками. 1/3 ВВП Таджикистана формируют переводы граждан данной страны из России. О государственном долге – см. Бюджетный кодекс (изложены условия формирования). MS↓ на деньги→ спад производства, т.к. ↓ совокупный спрос и ↓ количество рабочих мест. Если внутри страны: можно занять у ЦБ → денежная эмиссия → инфляция, политика дешёвых денег. 3) регулирование кредитных операций и денежной эмиссии; 4) контроль по отдельным видам кредита: потребительский, ипотечный[5] и другим. В этом случае государство → перераспределить ссудные капиталы (см. стр. 15) в пользу развития отдельных отраслей или ограничить общий V потребительского кредита[6]. Ипотека: молодая семья. Воздействие на конкретные отрасли и группы населения. Сфера гос. регулирования - региональная политика. 5) регулирование риска и ликвидности денежных операций: риск в этом случае определяется через соотношение V-ов выданных кредитов и суммы собственных средств банка. Установление суммы → чтобы банк смог осуществить возврат средств = страхование вкладов - система банковской безопасности, включающая комплекс мер по защите средств вкладчиков банков в случае банкротства последних.
|