![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д.Розвиток самосвідомості та мотиваційної сфери
СамоСознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Структура ССния: - имя собственное, - самооценка, - притязание на признание, - представление себя представителем определённого пола, - представление себя во времени, - отношение к правам и обязанностям. (Т.е. «Я – Петя – хороший - мальчик - был, есть и буду - имею право и должен» - это укрепляет ребёнка в жизни!) ССние – понимание того, что собой представляет человек, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем это вызвано. ССние проявляется в СамоОценке. Около 2л.- появляется осознание себя как индивида. В 3г. ребёнок переходит к личному обозначению себя. К 3-4г.- появляется СамоОценка, на основе сравнения себя с другими, осознание требований к ребёнку. К школе – возникает новый уровень ССния и волевой регуляции поведения. Характерен оформлением внутренней позиции – исходный пункт возникновения и развития волевых и др. качеств. ССние – важнейшая, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя, найти своё место. Эта способность формируется в межличностных отношениях и проявляется в них. ССние, как и отношение к другим, развиваются в неразрывном единстве и основаны на 2х началах: -субъективное - целостное ощущение себя как источника сознания, воли, активности, переживаний; это ядро «Я». -объективное – представления человека обо всём «Моё»- знания, умения, возможности, предметы. На основе этих представлений складывается СамоОценка (отношение к своим качествам) и образ себя (представления о своих способностях, возможностях, своём месте среди др.). Соотношение 2х начал с возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Возникновение и развитие ССния ребёнка в первые 7 лет неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. Этапы этого развития: -в 1 полугодии жизни субъективное начало – в отношениях с матерью, даёт начало субъективному ССнию – ребёнок начинает чувствовать уверенность в себе, в своей уникальности и нужности; -во 2м начинает отличать положительное и отрицательное воздействие взрослых, появляется образ своего Я (узнаёт себя в зеркале) – появление объективного начала; -на 1м году складываются обе составляющие отношения к себе – объективное и субъективное; -в раннем возрасте возникает важнейшая сфера межличностных отношений – отношения со сверстниками, ребёнок узнаёт себя в другом – это даёт ощущение общности и сопричастности с другим; на фоне сходства, ярче высвечивается собственная индивидуальность; -в середине дош.воз. перелом в отношении ребёнка к сверстникам и к себе – оформление объективных составляющих образа Я; ребёнок относится к себе через другого, оценка себя глазами другого становится основой СамоОценки – важной составляющей ССния. Дети 4-5л. склонны к завышенной СОценке; -к старшему дош.воз. 6-7 лет – начинают осознавать свои желания, переживания, мотивы, которые не оцениваются, но объединяют личность ребёнка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь) – усиление субъективной составляющей ССния; ССние уже не фиксировано на своих достоинствах и оценке своих качеств, а открыто для переживаний других, другой ребёнок становится самоценной личностью, субъектом общения. Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку. - Мотивы лично значимые – чувство собственного достоинства, боязнь насмешки, пренебрежения сверстников. - Мотив стремления действовать как взрослые – связан с интересом к миру взрослых. - Мотивы игровые – интерес к процессу игры. - Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми. Желание ласки, похвалы заставляет считаться с правилами поведения. - Мотив поведения – совместная деятельность приводит к желанию завоевать положительную оценку сверстников. - Мотивы самолюбия, самоутверждения – ребёнок претендует, чтоб его уважали, слушались другие, обращали внимание, исполняли желания (самоутверждение - притязание на главную роль в игре). - Познавательные мотивы (формируются). - Соревновательные мотивы (формируются)– быть первым, выиграть. - Нравственные мотивы – сначала для одобрения взрослыми. Младшие дошк. нравственно поступают с симпатичными себе людьми, в старшем дош.воз. поведение распространяется на широкий круг людей. - Общественные мотивы (появляются) – принести пользу. В 2-3г.- внутренних конфликтов не возникает, единственный мотив – получить то, что нравится. Но введение запрета осложняет действия ребёнка. Возникает непослушание, конфликт личных побуждений и требований взрослых. От 5 лет появляются личностные мотивы – защита своих возможностей, желание выглядеть лучше, сильнее. К 6-7г. становятся действующими такие социальные мотивы - как соревнование. Сила действия соц.мотивов возрастает по мере роста притязаний личности. Особенно трудно детям выбирать меж лично значимыми и общественно значимыми мотивами. Отличительной особенностью формирования личности в дош.воз. является изменение мотивов, которыми руководствуется ребёнок. Изменения: 1) в отдельных побуждениях всё больше последовательности, они превращаются в систему мотивов. Это всё имеет ещё относительный и неустойчивый характер. Если у 6-7л. уже приобрело значение общественное мнение, то он будет оглядываться на оценку друзей в разных поступках; 2) более отчётлива различная побудительная сила мотивов. Для младших дошкольников - в заданиях игрового характера. Для 5-6л.- трудовое задание. Старшим дошкольникам – интеллектуальные задачи. 3) в дош.воз. формируется важнейшее качество побуждения – соподчинение мотивов. Важнейшее новообразование личности дошкольника - соподчинение мотивов – мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Начинают преобладать нравственные и общественные. Наличие соподчинения – отказаться от привлекательной вещи, занятия, ради более важного, но менее интересного. 3. Д. Розвиток сприймання у дітей. Етапи засвоєння сенсорних еталонів у дошкільному віці. Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Это совокупность ощущений. В дош.воз. воспр-е превращается в особую познавательную деятельность. Воспр-е цвета и формы – спорный вопрос. У младших дошкольников форма слита с содержанием (треугольник – это крыша дома). 5-6л. уже может выделить форму (круг как колесо, цилиндр как стакан). Воспр-е картинки – необходимо осмысливание пространственных связей: 1 стадия (2-5г.) перечисления или предметная; 2 стадия (6-9, 10л.) описания или действия; 3 стадия (после 9-10) истолкования или отношений. Т.о.: 1)Сначала фрагментарное воспр-е, затем раскрытие функциональных связей, после к раскрытию глубоких отношений: причин, связей, обстоятельств, целей. 2)Постановка вопросов ребёнку имеет огромное значение. 3)Для понимания содержания картинки огромную роль играет её название. 4)Организованное рассматривание картин – есть форма упражнения в наблюдении. Воспр-е картин – 1 из ведущих форм умственной деятельности. Воспр-е пространства – основные категории: величина предмета, форма, удалённость (расстояние), место расположения и пространственные отношения меж предметами. Лишь после 5-6л. ребёнок ориентируется в расстоянии на основе зрительного воспр-я. До этого существенную роль играет сочетание осязательного и зрительного воспр-я (рука помогает глазу выделить отличительные признаки). В 7 ребёнок уже не испытывает необходимости ощупывать предмет. Освоение пространства требует практического опыта, овладения спец. словами (сначала – там, тут, далеко, затем – право, лево), раскрытия в деятельности: рисование, физ-ра, труд. «Воспр-е времени – это отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности» по Эльконину. 1-Время текуче, последовательно (начало, конец). 2-У человека нет специального анализатора. Время познаётся опосредованно, через жизненные процессы или часы. 3-Воспр-е искажается субъективными факторами: ожидание, увлечённость, заполненность, значимость, состояние человека. 4-Обозначение изменчиво: сегодня, завтра. Дошкольники ориентируются во времени по бытовым показателям. У дошкольника есть лишь настоящее и смутное о прошлом – давно. В разных видах практики у детей складывается более реалистическое представление о времени и его единицах (час, день, сутки).
Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка - совершенствование его ориентировки во временных и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1. Усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений (сенсорные эталоны). 2. Овладение новыми действиями восприятия, позволяющие более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положение в пространстве, высоту звуков, длительность промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Усвоение детьми сенсорных эталонов происходит в несколько этапов в которых дети переходят от применения таких предметов образов которые являются обобщением собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Начальные этапы познания обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследования свойств предметов. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста имеет две стороны: 1. Ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией – одна из основных задач сенсорного воспитания. Этапы усвоения сенсорных эталонов: 1 этап. До начала 3 г. ж. Период сенсорных пред эталонов. Ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенные значения для непосредственного двигательного приспособления – некоторые особенности форм, величины, расстояния и т. д. 2 этап. До 5 л. Период пользования предэталонами. Ребенок начинает пользоваться предэталонами т. е. образы свойств предметов соотносятся к определенным предметам (овал определяется через форму огурца). 3 этап. После 5 л. Период освоения общепринятых эталонов. На основе накопления многообразного опыта, его обобщения под руководством взрослого, эталонное значение для ребенка начинает приобретать сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок соотносит качества предметов с основными общепринятыми эталонами (трава зеленая, яблоко как шар, крыша треугольная, палочка и карандаш деревянные). 2. Совершенствование действий восприятий у ребенка дошкольного возраста – это преобразование внешних ориентировочных действий в действия восприятия. На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации; действия отнесения к эталону; моделирующие действия. Идентификация – это когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (мяч – шар). Действия отнесения к эталону выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном (яблоко – круглое) Моделирующие действия восприятия объектов со сложными свойствами, которые не могут быть определены при помощи одного эталона (дом). Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами впервые создается в продуктивных видах деятельности. Целенаправленное обучение происходит на различных видах занятий и в дидактических играх. Мария Монтессори
|