![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот
Обобщение - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение явл также волевым актом, так как в нём объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ- -это работа мысли над суждением. Рассуждение явл умозаключением если исходя из посылок оно раскрывает систему суждений, следующую из них. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение наз обоснованием, индуктивное – умозаключением По содержанию виды мышления делятся на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое; по характеру задач : практическое и теоретическое мышление наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление –характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мыш – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. На основе трёх признаках: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность) - разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. Аналитическое мыш развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мыш направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а также аутистическое мыш, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мыш», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека. З.И. Калмыкова различает продуктивное и репродуктивное мышл по степени новизны продукта, кот получает субъект познания. Мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное (творческое). Репродуктивное мыш – это вид мыш, который обеспечивает решение задачи, опираясь на создание уже известных человеку способов.
|