Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Розвиток уваги в д.в.
Внимание – (не является психическим процессом) – это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности. Физиологическая основа вним-я - безусловный ориентировочный рефлекс (Павлов назвал рефлексом «Что такое?»). Виды вним-я: 1. Непроизвольное первичное – привлекается ярким, неожиданным, сильным раздражителем – это естественное проявление безусловного ориентировочного рефлекса. Характерно для маленьких детей, для взрослого – крик, гром, вошедший посторонний. 2. Вторичное непроизвольное – привлекается и удерживается предметами и явлениями, которые удовлетворяют интерес; вним-е не требует усилий, привлекается предметом, но - не его яркостью, а содержанием. 3. Произвольное вним-е направляется волевым усилием, осознанием необходимости быть внимательным. Детям пред-дошкольного возраста оно недоступно. С первых дней жизни ребёнка вним-е развивается в среде двойного ряда стимулов: окружающие яркие предметы приковывают вним-е, а также речь взрослого и слова. Последовательность этапов развития вним-я: - первые недели – появление ориентировочного рефлекса - врождённого признака непроизвольного вним-я; - конец 1го г.ж. – возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного вним-я; - начало 2го г.ж. – обнаружение зачатков произвольного вним-я под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный предмет; - 2ой – 3ий г.ж. – достаточно хорошее развитие произвольного вним-я; - 4, 5-5 лет – появление способности направлять вним-е под влиянием сложной инструкции взрослого; - 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного вним-я под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства); - школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного вним-я, включая волевое. В развитии произвольного вним-я большое значение имеет речь. Первоначально взрослый организует вним-е ребёнка словесными указаниями. Дети могут организовать своё вним-е на предстоящую деятельность, сформулировав словесно, на что будет ориентироваться. Ребёнку помогает рассуждение вслух. Если в 4-5 лет просить постоянно говорить, называть вслух то, что он должен держать в сфере вним-я, то ребёнок в состоянии произвольно и долго удерживать вним-е. Вним-е совершенствуется в разных видах психической деятельности, играх, обучении, работе, где могут возникнуть: интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В связи с усложнением деятельности и умственного развития вним-е приобретает сосредоточенность и устойчивость. Возрастает устойчивость и при рассматривании картинок, слушании рассказов. Т.о. Хотя дети начинают овладевать произвольным вним-ем, непроизвольное остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Основные изменения в развитии вним-и дошкольников: - расширение объёма вним-я, - рост устойчивости и сосредоточенности вним-я, - формирование произвольного вним-я.
|