Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Розвиток памяті у дітей раннього та дошк. віку. Роль різних видів діяльності в розвитку памяті
Память – один из важнейших психический процессов, с помощью которого ребенок познает мир. Память – это форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. Все виды памяти в дошкольном возрасте, не только проявляются, но и формируются в разных видах деятельности ребенка: игровой, трудовой, учебной и т д. Эффективность запоминания в разных видах деятельности зависит от возраста. Особую роль играет личный опыт ребенка и особенно освоение специальных приемов и способов запоминания, воспроизведения и припоминания заученного материала. В определенном виде деятельности может развиваться один вид памяти больше, чем другие. Исходя из этих особенностей развития памяти, можно максимально эффективно построить учебный и воспитательный процесс. Развитие видов памяти: Образная память – это запоминание сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Образная память составляет основное содержание детской памяти. Характерными особенностями которой является ее смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности отчетливо выступают в разных видах деятельности. Развитие образной памяти на протяжении дошкольного периода: 1.Увеличивается объем сохраняемых представлений. 2. Благодаря культуре восприятия и представления о предметах и явлениях, характеризуется уже более осмысленными, четкими, обобщенными и дифференцированными представлениями. 3. Представления становятся связными и системными (объединены в группы, категории). 4. Растет подвижность сохраняемых образов и использование их в разных видах деятельности и в разных ситуациях. 5. Становятся осмысленными представления, все больше подчиняются управлению, приобретают творческий характер. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. У младших дошкольников большую роль играют случайные внешние связи, которые образуются между частями воспринятого содержания (механическая). Развитие словесно логической памяти непосредственно влияет на развитие и изменение процесса воображения. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. На ее основе формируются двигательные умения и навыки. У детей дошкольного возраста уже имеется некоторый запас навыков и умений. В формировании навыков значительную роль играет показ, однако стойкость такого заучивания не значительная. С возрастом показ сочетается с словесной инструкцией, а затем образец становится не нужным. Формирующиеся навыки сначала являются очень не четкими и не стойкими, много ненужных движений, напряженность и утомляемость. Лишь в результате многократных повторений остаются только четкие и нужные движения. Освоение разнообразных навыков сказывается на все облике формирующегося человека на его характере. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, это условие нравственного развития человека. Она становится для детей мотивом для повторений действий и поступков и лежит в основе формирования привычек. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала. В дошкольном возрасте произвольная память заканчивает свое развитие и начинает формироваться непроизвольная память параллельно с развитием мышления. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий. Память детей этого возраста это его интерес. Он легко запоминает то, что вызвало у него интерес и с чем реб непосредственно действовал. В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа: 1. Формируется необходимая мотивация т е желание, что нибудь запомнить или вспомнить. 2. Возникает и совершенствуется необходимые для этого мнемические действия и операции. В основе перехода от непроизвольного к произвольному запоминанию лежит повышение регулирующей роли второй сигнальной системы в поведении ребенка (слово как сигнал). Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. 1. Преобладает непроизвольная образная память. 2. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальных характер. 3. Словесно-логическая память обеспечивает опосредовательное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. 4. Складывается элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания с начала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка. 5. Формируется предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность для овладения логическими приемами запоминания. 6. По мере накопления общественного опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие памяти включается в развитие личности.
|