![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д.Вікова періодизація та критерії її визначення
Возраст, развитие, периодизация – взаимно связаны: 1)возраст – это форма развития личности; 2)развитие формируется, результатируется в определённом возрасте ребёнка; 3)все индивиды проходят один и тот же путь развития, нельзя изменить последовательность фаз или исключить некоторые из них; 4)однако, разные личности проходят путь своего развития по-разному. Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Возрастная периодизация зависит от критериев. сначала был положен возрастной критерий. Сейчас в отечественной возрастной психологии основные периоды выделяют по 3 критериям: 1- социальная ситуация развития ребёнка, содержание и формы воспитания и обучения (Социальная ситуация развития – это система соц. отношений ребёнка с окружающим, которая складывается на определённом возрастном этапе – это соц. среда. Включает 2 направления отношений: - отношения с общественным (взрослым) как представителем соц. институтов (воспитатель, руководитель кружка); - отношения с близкими людьми (семья, друзья). Системы эти динамичны, лабильны. В зависимости от зоны развития строится система отношений.); 2- анализ ведущей деятельности в соотношении с другими видами деятельности (Ведущая деятельность обуславливает появление и развитие основных новообразований); 3- основные личностные новообразования (Новообразования – психические и социальные изменения, которые происходят на определённом возрастном этапе и которые в самом основном определяют весь ход развития ребёнка в данный период). Наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является – Возрастная периодизация предложенная Даниил Борисовичем Элькониным: 0-1 год – младенчество – ведущая деятельность непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия. 1-3 года – ранний возраст – ведущая деятельность предметно-манипулятивная. 3-6 лет – дошкольный возраст – ведущая деятельность ролевая игра. 6-11 лет – младший школьный возраст – ведущая учебная деятельность. 11-15 лет – подростковый – ведущая деятельность интимно-личностное общение со сверстниками. 15-17 лет – юношеский – ведущая учебно-профессиональная деятельность. Внутри каждого периода процесс развития проходит 3 стадии: 1- развитие определённой стороны деятельности; 2- максимальная реализация, кульминация данного типа ведущей деятельности; 3- насыщение этой деятельности и актуализация другой её стороны. Переходы меж периодами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Сопровождаются трудностями в отношениях детей и взрослых. Эти переходные периоды названы кризисами возрастного развития.
Личность – общая совокупность психологических качеств человека, составляет его индивидуальные качества и определяет его социальные поступки, поведение среди людей. 1 этап (до 3л.) – формирования характера и мотивации достижения успехов; Составные личностного роста в раннем детстве: - активная речь; - самостоятельность; - элементарный образ Я; - наглядно-действенное мышление; - ситуативно-деловое общение. 2 этап (3-6л.) – период развития самосознания и начало открытого проявления характера (формируется самооценка и уровень притязаний ребёнка, складываются личностные качества, проявляемые в работе, в деловом и личном общении с людьми); Личностные новообразования в дош.воз.: - внутренние этические инстанции (совесть=вина+стыд); - соподчинение мотивов; - личностное сознание – т.е. самосознание; - синтез внешних и внутренних действий = единая интеллектуальная деятельность; - внутренняя речь как средство мышления; - с 2 до 5 позаситуативно-познавательное общение, а с 5 до 7 лет позаситуативно-личностное. 3 этап (с 6 до 11-12) – этап скрытого формирования мировоззрения и морали (ведущая деятельность – учебно-познавательная, в ней общение ребёнка со взрослым и сверстниками закладывает основы нравственной позиции индивида); Характеристика младше школьного воз.: - словесно-логическое мышление; - перестройка всех познавательных процессов. 4 этап (с11-12л.) – первичный в открытых проявлениях мировоззрения и морали. Условия развития личности: 1- общение 2- влияние семьи 3- влияние детской среды – группы (детская группа выполняет несколько функций: а)функция общей социализации; б)функция половой идентификации и дифференциации; в)информационная функция формирования ценностных ориентаций; г)оценочная функция – оценка ровесника влияет на формирование самооценки личности ребёнка) 4- притязания на признание – это потребность быть признанным другими – это двигательная сила развития личности. Притязание на признание – это более глобальный и обобщенный механизм развития личности чем мотивы, потому что мотивы – есть конкретное понуждение, направленное на объект, а притязания охватывают весь смысловой простор, в котором возникают мотивы. Характеристика подросткового воз.: - период становления личности; - саморазвитие волевых качеств личности;
|