Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Моральний розвиток особистості дітей д.в
Дош.воз. – период интенсивного морально-нравственного развития ребёнка. В этот период складываются первичные этические инстанции, которые определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим. Становление внутренних этических инстанций идёт по нескольким линиям: во 1х- развитие морального сознания; во 2х- становление моральной саморегуляции; в 3х- развитие социальных, нравственных чувств. Моральное развитие ребёнка определяется уровнем владения моральными понятиями, на их основании ребёнок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие. По исследованиям Жана Пиаже: моральные представления детей от 5 до 12 лет меняются от нравственного реализма к нрав-му релятивизму. Нравственный реализм – однозначное понимание добра и зла. Нравственный релятивизм (примерно с 11л.) основан на убеждении, что каждый имеет право на своё представление о справедливости. В период нрав-го реализма дети оценивают действия по их последствиям, а не по намерениям людей. Наиболее эффективный метод формирования морального поведения – развитие представлений ребёнка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков. Моральное поведение, основанное на нравственных чувствах (сопереживание, эмпатия, вчувствование), является непосредственным и непроизвольным. Его мотивом становятся переживания другого человека – нравственное отношение к другому. Отношение к сверстнику на разных этапах дош.воз.: В 3г. индифферентное отношение к другому ребёнку. Дети безразличны к действиям сверстника и его оценке взрослым и легко уступали игрушки, очередь в игре - сверстник не играет существенной роли в жизни ребёнка. В 4-5л. решительный перелом – индифферентное отношение сменяется напряжённым вниманием. Дети ревниво наблюдают за действиями ровесников, оценивают их и реагируют на оценку взрослого яркими эмоциями. Начинают конкурировать, завидовать, демонстрировать свои преимущества. Это факты качественной перестройки – сверстник становится предметом сравнения с собой, противопоставление себя и другого. Потребность в признании, уважении сверстника становится главной, как бы закрывает потребности и состояния другого. К 6г. опять перемена – усиливается эмоциональная вовлечённость в действия и переживания сверстника, дети уже способны сопереживать и успеху и неудачам, готовы поддержать (помощь, утешение, уступки). Появляется стремление не только отозваться на переживания, но и понять их. Ровесник стал для ребёнка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью, а его настроение и желания становятся целью действий ребёнка. Такое восприятие сверстника – основа нравственных чувств и нравственного поведения ребёнка. Механизм нравств-го становления личности: формирование должно проходить осознанно, поэтому ребёнку нужны знания, на их основе будут складываться представления о нрав.качествах. Должно появиться желание - важно возникновение мотивов. Появление мотивов влечёт отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску, поэтому влияют на прочность качества, но знания и чувства порождают потребность в их практической деятельности, т.е. выражаются в поступках, поведении ребёнка. Т.о. знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение = нравственное качество.
|