![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Загальні закономірності розвитку волі у дошкільному віці
Воля – свойство человека, проявляющееся в способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий при достижении сознательно поставленной цели. Волевые действия требуют использования словесного мышления, памяти, воображения и воспитанных чувств (чувства играют огромную роль при выборе путей и средств достижения). Воля не формируется отдельно от процесса общего развития личности. Воспитывать волю в отрыве от общего психического развития невозможно. В раннем детстве наиболее значимы для развития произвольных движений, затем и волевых действий – предметные действия, затем овладение ходьбой – нарастающая самостоятельность. Под влиянием речи произвольные действия становятся волевыми, речевые сигналы становятся основными средствами управления действиями ребёнка. Тренировка развивающейся воли – когда ребёнку, ради поручения взрослого, приходится тормозить свои желания, прекращать интересующее его в данный момент дело. Особенности воли в дош.воз.: - начиная дело, дети часто не продумывают трудности, не могут оценить свои силы, умения, знания – сталкиваясь с этим, не доводят начатое дело до конца; - у дошкольника чётко выступает этап предварительной ориентировки в предстоящем действии. Сначала ребёнок пробными действиями как бы знакомится с предстоящей работой, а старшим дош. 6-7л. достаточно зрительной ориентировки. Это свидетельство появления мысленной регуляции; - перестраиваются мотивы волевых действий: если у 3хлеток мотив и цель совпадает, то в 5-7 побуждение – решающее условие устойчивого и длительного волевого напряжения. Наиболее сильный мотив – ожидание обещанной награды, похвалы, более слабый – наказание, самый слабый – данное ребёнком слово или запрет взрослого. Условия формирования волевых качеств: 1)не делать за ребёнка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечивать условия для успеха его деятельности; 2)активизировать самостоятельную деятельность, вызвать чувство радости от достигнутого, повышать веру ребёнка в собственные силы; 3)необходимо объяснить целесообразность требований к ребёнку, постепенно учить принимать разумное решение; 4)следить, чтоб намеченная цель не была выше возможностей ребёнка и чтоб выполнялась до конца. Особую роль в развитии воли выполняют игровые деятельности: +конструктивные предметные игры – способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции; +сюжетно-ролевые игры – закрепляют необходимые волевые качества личности; +коллективные игры – укрепляют саморегуляцию поступков; +Учебная деятельность – развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
|