Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный процесс, его этапы
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. Участниками бюджетного процесса являются: Президент Республики Беларусь; Парламент Республики Беларусь; Правительство Республики Беларусь; местные Советы депутатов; местные исполнительные и распорядительные органы; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; иные государственные органы, на которые законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса; распорядители и получатели бюджетных средств; банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе. Бюджетный процесс включает в себя четыре взаимосвязанные стадии: 1.Составление проектов бюджетов на очередной год; 2. Рассмотрение и утверждение бюджета страны и бюджетов органов местной власти; 3. Исполнение бюджетов (республиканского и местных); 4.Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Указанные стадии осуществляются в течение бюджетного периода - срока, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Республике Беларусь бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря. Различают также счетный период - это бюджетный период (бюджетный год) и льготный период после его окончания (1 месяц ), в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год. Деятельность государства в течение срока от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета об его исполнении называется бюджетным циклом. Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусматривается переход к механизму среднесрочного бюджетного планирования. Последовательное решение задач, выполняемых на каждом из этапов, обеспечивает формирование, а затем использование централизованного фонда государства, отвечающего целям утвержденной социально-экономической программы развития. 1 этап. Организация бюджетного процесса начинается с отбора участников, установления сроков обоснования расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного, республиканского и местных бюджетов. При разработке проекта бюджета учитываются: · направления бюджетно-финансовой политики; · параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ; · оценка исполнения бюджетов за предыдущий (по факту) и текущий (ожидаемого) финансовые (бюджетные) годы; · нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты. На основе многовариантных расчетов определяются объем доходов и расходов всех видов бюджетов, а также их соотношение. Разработка проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов, однако его непосредственным составлением занимаются Министерство финансов и местные финансовые (исполнительные и распорядительные) органы. Составление проекта республиканского бюджета начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года, т.е. до 1 марта. 2 этап. П роект бюджета выносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь для детального обсуждения его содержания и структуры, а при необходимости — для внесения изменений, касающихся объема, структуры доходов и расходов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году. К проекту бюджета прилагаются: • пояснительная записка к проекту бюджета; •основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый (бюджетный) год; •проект консолидированного бюджета Республики Беларусь на планируемый финансовый (бюджетный) год; •основные показатели взаимоотношений республиканского и местных бюджетов; •оценка ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов за предшествующий год; •прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый финансовый (бюджетный) год. В случае необходимости одновременно могут быть внесены изменения и дополнения в акты законодательства Республики Беларусь, связанные с формированием и исполнением бюджета. Утвержденный проект бюджетаимеет силу закона иустанавливает основные параметры, характеризующие: •объем доходов и расходов бюджета и их структуру в соответствии с бюджетной классификацией; •распределение доходов между республиканским и местными бюджетами, нормативы отчислений от всех обязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска; •объем расходов республиканского бюджета по разделам и подразделам бюджетной классификации; •величину ассигнований, финансируемых за счет республиканского бюджета, на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе. В последние годы в связи с усилением внимания к инновационному развитию законодательно устанавливается нижняя граница общих затрат на научную и научно-техническую деятельность в процентах от объема расходов республиканского бюджета; •средства, предусмотренные в планируемом финансовом году на реализацию защищенных статей и целевых программ; •размер оборотной кассовой наличности (он не может превышать объем расходов, равный двухнедельному фонду заработной платы, финансируемой из бюджета); •превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета); предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и г. Минску; внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета; •размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь; •лимит участия Национального банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета; размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели. После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов. Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают проекты решений местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят на утверждение в соответствующие местные Советы. Проекты рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов и готовят заключение. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. 3 этап. В ходе исполнения бюджета осуществляется мобилизация предусмотренных законом доходов и производится распределение и использование бюджетных средств по целевому назначению. Основные задачи исполнения бюджета можно объединить в две группы: 1) по доходной части: •обеспечение своевременной и полной аккумуляции доходов бюджетов всех видов; •контроль за соблюдением налогового законодательства и взысканием других сборов и платежей; •распределение доходов между республиканским и местными бюджетами в соответствии с утвержденными нормативами от регулирующих доходов; •учет всех источников поступлений в бюджет и составление отчетности по видам доходов; 2) по расходной части: •своевременное и полное финансирование намеченных мероприятий в разрезе разделов и подразделов бюджетной классификации; •первоочередное обеспечение финансовыми ресурсами приоритетных социальных и экономических направлений с учетом оценки их реального состояния; •контроль за рациональным и целевым использованием бюджетных ресурсов.
|