Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расходы государственного бюджета и их роль в удовлетворении общегосударственных нужд
Расходы бюджета по экономическому содержанию представляют собой денежные средства, которые используются на цели, предусмотренные в Законе о государственном бюджете. Расходы бюджета осуществляются в форме бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций. На объем и структуру расходов бюджета в каждом текущем периоде оказывают влияние ситуация в стране и мире, обусловливающая необходимость решения конкретных задач; особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов; финансовая политика государства и другие факторы. Расходы государственного бюджета характеризуются следующими признаками: • безвозмездностью и безвозвратностью финансирования: бюджетные ресурсы предоставляются в постоянное пользование без соответствующей оплаты; • целевой направленностью на конкретные мероприятия или виды затрат. За эффективностью расходования бюджетных средств осуществляется постоянный мониторинг со стороны государства, соответствующих ведомств и других контролирующих органов. Классифицировать расходы бюджета любого государства можно по многим критериям, важнейшие из них представлены в таблице. Таблица - Классификация расходов бюджета
Внешние расходы – это бюджетные средства, которые идут па погашение и обслуживание внешнего государственного долга, финансирование международного сотрудничества в различных сферах деятельности, отчисления в бюджет Союзного государства России и Беларуси и др., а внутренние – это все остальные виды расходов. Бюджетным кодексом Республики Беларусь предусмотрена функциональная, программная, экономическая и ведомственная классификация расходов. Все расходы распределяются по главам, разделам, подразделам, видам и параграфам. Ведомственное распределение отражает разделение средств по уровням управления (министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и другие организационные структуры). Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня - главы, которая имеет трехзначный код. При утверждении ведомственных классификаций расходов соответствующего местного бюджета учитывается, что постоянным распорядителям средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды глав, соответствующие аналогичным постоянным распорядителям средств республиканского бюджета, которые в последующем периоде сохраняются.
Функциональная классификация расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов. Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов применяются виды расходов. Параграф функциональной классификации расходов бюджета применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. Код функциональной классификации занимает 9 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, вид - 2 знака (при отсутствии вида используется нулевая позиция " 00") и код параграфа - 3 знака.
Группировка расходов по экономическому содержанию отражает разграничение бюджетных средств на текущие и капитальные нужды. Экономическая классификация расходов бюджета состоит из четырех уровней: - категория расходов (текущие расходы, капитальные расходы, кредитование минус погашение и финансовый резерв); - статья (закупки товаров и оплата услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные трансферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные бюджетные трансферты, кредитование минус погашение и финансовый резерв); - подстатья, детализирующая расходы в пределах статьи (заработная плата рабочих и служащих, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд, займов внутри страны и другие); - элемент расходов, детализирующий при необходимости расходы в пределах подстатьи. Код экономической классификации расходов бюджета занимает 7 знаков, в том числе: категория - 1 знак, статья - 2 знака, подстатья - 2 знака и элемент - 2 знака (при отсутствии уровня используется нулевая позиция " 00"). К группе текущих расходов относятся текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы па социально-культурные мероприятия, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам относятся бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно-территориальных единиц, модернизацию производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов. Доходы и расходы республиканского бюджета на 2013 год предусматриваются в сумме Br121, 72 трлн (рост на 26, 1% по сравнению с 2012 годом). При этом субсидии и субвенции, которые передаются в 2013 году из республиканского бюджета в местные бюджеты, составят Br39, 8 трлн. В результате, ресурсы местных бюджетов по доходам и расходам будут сформированы в сумме Br112 трлн, что на 28% больше, чем в 2012 году. Структура доходов консолидированного бюджета в следующем году существенно не изменится. Доля НДС составит 30%, поступлений от внешнеэкономической деятельности - 15%, налога на прибыль - 14, 5%, подоходного налога - 12, 8%, акцизов - 8, 3%, доходов от управления госсобственностью - 8, 3%. Поступления НДС в следующем году вырастут на 29% до Br59 трлн, налога на прибыль - на 51% до Br29 трлн, доходы от внешнеэкономической деятельности вырастут на 17, 5% и составят Br29, 8 трлн, поступления акцизов вырастут в 1, 5 раза и превысят Br16, 4 трлн. Поступления налога на собственность, который направляется в местные бюджеты, запланированы в сумме Br4 трлн, подоходного налога (также зачисляется в местные бюджеты) - более 25 трлн. В результате, уровень централизации средств в консолидированном бюджете составит в 2013 году 31, 3% ВВП при снижении налоговой нагрузки до 27, 6% ВВП. Основной особенностью бюджета-2013 является опережающий рост капитальных расходов, которые вырастут на 42, 7%. При этом объем финансирования государственной инвестпрограммы составит Br6, 3 трлн, что в 1, 7 раза больше (в реальном выражении прирост составит 17%). Расходы бюджета на 2013 г. (как и в предыдущие годы) имеют социальную направленность. Ассигнования на эти цели составляют около 40 % всех расходов бюджета. По-прежнему высок удельный вес расходов на поддержку отдельных отраслей национальной экономики, изменилось лишь их конкретное направление по объектам и видам расходов с учетом приоритетов развития отдельных сфер хозяйства. Выполнение расходной части во многом зависит от рациональной организации исполнения бюджета, т.е. обоснованного распределения бюджетных ресурсов, своевременного перечисления средств непосредственным распределителям кредитов, а также от эффективного их использования. 6. Распределение бюджетных доходов и расходов между республиканским и местными бюджетами, их сбалансирование Для выполнения конкретных функций, реализация которых возложена на отдельные органы власти, осуществляется распределение доходов и расходов между бюджетами всех уровней в соответствии с принципами построения и организации бюджетной системы.
|