Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационные фонды являются государственными целевыми бюджетными фондами;
Средства инновационных фондов используются для финансирования мероприятий по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, проведению опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, реализации отраслевых программ по энергосбережению, внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования. Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне республиканского бюджета и бюджетов местных органов власти и используемые по отдельной смете. К целевым внебюджетным фондам в Республике Беларусь относится в 2013 году - Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Его средства формируются за счет: 1. взносов на государственное социальное страхование (установленных отчислений от фонда заработной платы), в том числе: обязательных страховых взносов в Фонд; взносов на профессиональное пенсионное страхование; 2. неналоговых доходов, в том числе: процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами; доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования; доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование; административных штрафов за нарушение законодательства о государственном социальном страховании; других поступлений. Размеры обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование устанавливаются Законом Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и Социальной защиты Республики Беларусь». Начисления на пенсионное и социальное страхование производятся раздельно, а уплата взносов производится плательщиком единым платежом. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты составляют 34% от фонда заработной платы плюс 1% с доходов физических лиц. Плательщиками обязательных страховых взносов являются организации и физические лица, получившие право заключения и прекращения трудового, гражданско-правового договора с работниками, а также индивидуальные предприниматели и работающие граждане. Объектом начисления обязательных страховых взносов в фонд являются: • для работодателей и работающих граждан — все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников за истекший месяц; • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, крестьянских (фермерских) хозяйств - доход. За счет данного фонда финансируются: выплата пенсий и пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение); Основными видами расходов фонда являются выплата пенсий пенсионерам (до 80%) и финансирование выплат пособий по государственному социальному страхованию (до 17%).
Тема 1.4: Государственный кредит и государственный долг
1. Понятие, сущность и основные формы государственного кредита Немаловажным звеном финансовой системы является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством, физическими и юридическими лицами, при которых государство, как правило, выступает заемщиком или гарантом по привлечению временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств. Основными источниками его образования являются свободные средства юридических и физических лиц, привлекающиеся на добровольной основе для формирования централизованного фонда государства. Средства государственного кредитав основном используются для покрытия дефицита бюджета, временных кассовых разрывов отдельных звеньев бюджетной системы, в отдельных случаях — для финансирования крупных экономических и социальных программ. Таким образом, государственный кредит — это централизованный фонд государства, который формируется за счет средств населения, субъектов хозяйствования и используется на финансирование бюджетных расходов и общегосударственных программ. Объективная необходимость формирования и использования государственного кредита определяется противоречием между постоянным ростом потребностей общества и ограниченными возможностями их удовлетворения за счет бюджетных средств. Материальную основу и государственного, и банковского кредита составляют временно свободные финансовые ресурсы всех участников общественного воспроизводства, которые впоследствии должны быть возвращены в установленные сроки с уплатой определенных процентов. Вместе с тем следует отметить различия государственного и банковского кредита: •государственный кредит принадлежит государству, которое в соответствии с законодательными нормами определяет его объем, структуру источников и направления использования ресурсов; управление банковским кредитом осуществляют специализированные самостоятельные кредитные учреждения. •При государственном кредите заемщиком выступает государство, при банковском — юридические и физические лица; •средства государственного кредита не используются строго по целевому назначению, а выделяются на погашение бюджетного дефицита, финансирование государственных программ и других общегосударственных потребностей; банковский кредит, как правило, имеет строго целевое назначение и выдается в основном на покрытие сезонных потребностей предприятий, расширение их деятельности, удовлетворение текущих и инвестиционных нужд. Кроме того, широко развито банковское кредитование населения для приобретения потребительских товаров, жилищного строительства и т.п.; • при образовании государственного кредита денежные ресурсы в основном привлекаются в форме эмиссии займов и облигаций; ресурсы, используемые банками для кредитования, формируются в большинстве случаев за счет временно свободных средств на счетах субъектов хозяйствования и населения. Государственный кредит выполняет распределительную и регулирующую функции. Распределительная функция проявляется в перераспределении стоимости ВВП и части национального дохода посредством государственного кредита. Государство выпускает различные формы казначейских обязательств и реализует их на финансовом рынке населению и субъектам хозяйствования. Регулирующая функция кредита заключается в сознательном воздействии на общеэкономические и социальные процессы. Она распространяется на сферы производства, занятости населения, а также денежного обращения. Посредством государственного кредита: а) финансируются развитие производства, его модернизация, инновационные мероприятия. Средства, полученные от выплаченных процентов и погашенной стоимости ценных бумаг оказывают положительное влияние на повышение покупательского спроса и платежеспособности населения, расширение производства и сбыта продукции, создание новых рабочих мест; б) изымаются (или добавляются) денежные средства из наличного оборота, что способствует оптимизации денежной массы и обеспечению устойчивости национальной валюты. Стимулирующее воздействие государственного кредита проявляется при устойчивых условиях привлечения средств в централизованный фонд. Устойчивость обеспечивается выгодностью размещения сбережений в государственные ценные бумаги (высокие проценты, возможность их реализации на финансовом рынке и т.п.), повышающей экономический интерес к ним. Государственный кредит имеет не только внутреннюю форму, т.е. относится к формированию и использованию централизованного фонда в пределах государства. В то же время централизованный кредитный фонд может образовываться за счет средств, поступающих от других стран, и тогда государство выступает в роли заемщика в кредитных отношениях с другими государствами или международными организациями. В большинстве случаев эти отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на условиях срочности, возвратности и платности. Посредством внешних государственных займов расширяются финансовые возможности страны и укрепляются ее экономические и политические связи с другими странами. К внешним займам государство прибегает, как правило, при внутренних финансовых затруднениях, приобретении больших партий импортного сырья или осуществлении крупных инвестиционных проектов. Государственный кредит может выступать в двух основных формах: товарной и денежной. Наибольшее распространение получила денежная форма в виде государственного займа, осуществляемого путем выпуска и реализации облигаций и других видов ценных бумаг. Облигация - ценная бумага, представляющая государственное долговое обязательство, дающая право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Номинальная (нарицательная) стоимость облигации выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Правительство обязуется погашать облигации по истечении срока. Облигации погашаются в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам. Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения. Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам: 1. по виду эмитента (займы Правительства, займы местных органов власти); 2. по признаку держателей ценных бумаг (юридических лиц, населения); 3. по месту размещения (внутренние и внешние); 4. по способу выплаты дохода (процентные, беспроцентные, выигрышные, с купонным доходом, процентно- выигрышные); 5. по способу обеспечения (закладные и беззакладные); 6. по срокам привлечения (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); 7. по методам размещения (добровольные и принудительные); 8. по характеру обращения (рыночные и нерыночные). Закладные займы обеспечиваются конкретным доходом, имуществом (займы местных органов власти); беззакладные займы – обеспечением служит все имущество государства или местных органов власти. Рыночные заемные инструменты свободно продаются и покупаются на рынке и являются основой погашения бюджетного дефицита. Нерыночные инструменты не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и используются для мобилизации средств страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время в Республике Беларусь государственные займы представлены государственными краткосрочными (ГКО) и долгосрочными облигациями (ГДО). Выпускаются облигации по решению Совета Министров Республики Беларусь и хранятся в центральном депозитарии Национального банка на основании договора, заключаемого с Министерством финансов. Для размещения облигаций среди физических лиц в Республике Беларусь выпускаются облигации государственных сберегательных займов. Одной из форм государственного кредита являются гарантии, предоставляемые Правительством Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками страны юридическим лицам Республики Беларусь. Предельный размер гарантий устанавливается ежегодно законом о бюджете страны на очередной год. Государственные гарантии по внутренним и внешним займам предоставляются на платной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные гарантии не предоставляются по займам (кредитам) резидентам Республики Беларусь, имеющим задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды. Существование государственного кредита влечет за собой возникновение государственного долга. 2. Государственный долг и методы управления им Государственный долг — это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, а также проценты, которые необходимо погасить по соответствующим долговым обязательствам. Объем и структура государственного долга регламентируются Бюджетным кодексом Республики Беларусь и законом о республиканском бюджете. Государственный долг можно классифицировать по следующим критериям: 1. По виду займа: •внутренний долг; •внешний долг. 2. По срокам образования и погашения: •капитальный долг; •текущий долг. 3. По форме долгового обязательства: •облигационный заем; •безоблигационный заем. 4. По сроку погашения: •краткосрочный заем; •долгосрочный заем. Государственный долг формируется непосредственно правительством страны. Кроме того, органы власти всех уровней управления могут образовывать кредитные фонды, средства которых используются на нужды соответствующего региона. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами страны, а под внешним долгом — долговые обязательства в иностранной валюте перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями. Капитальный долг представляет собой все долговые обязательства на начало года. Текущий долг отражает сумму долговых обязательств, срок погашения которых наступает в данном периоде. Облигационные займы реализуются путем продажи выпущенных государственных облигаций. Безоблигационные займы производятся на основе подписания соглашений, договоров или выдачи особых свидетельств. Краткосрочные займы — это долговые обязательства, срок погашения которых не превышает один год. Долговые обязательства, срок которых превышает один год, относятся к долгосрочным. Государство в законодательном порядке определяет объем, структуру государственного долга и постоянно контролирует своевременность его погашения. При этом устанавливаются абсолютные размеры внутреннего и внешнего государственного долга и относительные показатели, которые отражают его соотношение с общим валовым продуктом. Ежегодно планируется доля расходов на погашение и обслуживание государственного долга в объеме бюджетных средств. Поскольку государственный долг является долговым бременем для национальной экономики, то управление им должно быть комплексным и отвечать интересам всего общества. Управление государственным долгом Республики Беларусь – это деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания (статья 54 Бюджетного кодекса). Управление государственным долгом включает 4 этапа. I этап: планирование объема (предельных размеров) государственных обязательств на текущий период и выбор основных инструментов привлечения ресурсов. Объем государственного долга во многом зависит от состояния экономики страны, ее текущих потребностей и намечаемых перспектив развития, кроме того, учитываются его фактические размеры на начало периода. II этап: привлечение финансовых ресурсов как путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, так и получения внешних кредитов. Одновременно средства государственного кредита направляются на покрытие дефицита бюджетов (республиканского и местных) и кассовых разрывов, а также на финансирование крупных инвестиционных проектов. III этап: обслуживание государственного долга — погашение основных сумм долговых обязательств и уплата процентов. Источники погашения этих расходов следующие: средства государственного бюджета; золотовалютные резервы страны; ресурсы, полученные от реализации объектов государственной собственности; дополнительная эмиссия займов и внешние кредиты. IV этап: текущий и последующий контроль за соблюдением законодательства в части формирования и рационального распределения государственного долга, а также постоянный мониторинг расходования средств централизованного фонда. Непрерывный контроль необходим и за своевременным погашением обязательств, своевременной уплатой установленных процентов. Главной целью последующего контроля является анализ объема государственного долга (абсолютный размер и его отношение к ВВП), а также структуры и доли затрат на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов государственного бюджета. В управлении государственным долгом могут использоваться следующие меры: · реструктуризация государственного долга Республики Беларусь – это основанное на соглашении с заимодавцем прекращение долговых обязательств Республики Беларусь, составляющих государственный долг Республики Беларусь, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами Республики Беларусь, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения долговых обязательств Республики Беларусь; · конверсия — изменение доходности займов (государство уменьшает или увеличивает размер выплачиваемых процентов по займам); · консолидация — увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов; · унификация — объединение нескольких займов в один (ранее выпущенные ценные бумаги обмениваются на облигации нового займа); · отсрочка погашения займа — используется в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от их реализации направляется на погашение и выплату процентов по старым долговым обязательствам. Отсрочка погашения займа схожа с консолидацией, но при консолидации владельцам облигаций продолжается выплата дохода по ним; · аннулирование государственного долга — государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам. Обычно данная мера используется, когда к власти приходят новые политические силы. Под погашением государственного долга понимается уплата, выкуп или изъятие из обращения долговых обязательств в части основного долга. Основной долг – это сумма займа или кредита, полученная заемщиком, подлежащая возврату. Под обслуживанием государственного долга понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу, штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения основного долга. По оценкам Всемирного банка к числу государств, несущих тяжелое бремя долгов, относятся те государства, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет: - отношение общей суммы внешнего долга к ВВП, если больше чем 50%. В РБ этот показатель не превышал 18, 5-26, 5%; - отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если больше 27, 5%. В последние годы этот показатель в РБ не превышал норматива; - отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если больше 30%. В РБ этот показатель не превышал 12%. В периоды мирового финансового кризиса государство испытывает недостаток в финансовых ресурсах. Распространенным способом получения дополнительных средств является государственный кредит. Наиболее крупными кредиторами Беларуси являются Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай, Италия. Германия, Европейский банк реконструкции и развития. Государственный долг Республики Беларусь на 01.01.2013 года составил 128, 8 трлн.рублей, по сравнению с 2012 годом вырос на 10%, что связано сростом внутреннего долга. Внутренний долг составил 25, 8 трлн.рублей. Лимит установлен в размере 34, 0 трлн.рублей. Внешний долг составил 12 млрд.долларов, лимит 14, 3 млрд.долларов. В Республике Беларусь на 2013 год проходится пик платежей по внешнему государственному долгу - они увеличиваются в 2 раза, до $ 3, 0 млрд, из них $2, 3 млрд. на погашение основного долга, $700 млн. на погашение процентов. Основная сумма платежей приходится на погашение ранее привлеченного кредита МВФ, в 2013 году платежи по кредиту составят $1, 7 млрд.
Тема 2.1: Содержание и принципы организации финансов предприятия
|