Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О телесном воскрешении. Кораническая концепция.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Большое место в Коране занимает обоснование телесного воскрешения, особенно чуждого аравийским язычникам, которые, по свидетельству Священного Писания, вопрошали: Кто же оживит кости, Уже истлевшие? (36: 78) Неужто, после того как умрем И превратимся в прах и кости, Мы будем воскрешены, А еще и пращуры наши?! (37: 16-17) Коран развивает различные типы доказательства воскрешения мертвых. Прежде всего это аргументы, исходящие из всемогущества Творца: Неужели они не ведают, что Бог, Который создал небеса и землю, Не утомившись этим^ В силах оживить мертвых? Да, воистину, Он — всемогущ. (46: 33) (Здесь и далее цитаты из Корана приводятся в авторском переводе. Первая цифра указывает номер главы-суры, а вторая — номер стиха-айата).
Подобно тому как Всевышний в первый раз сотворил человека, Он может сотворить его снова (18: 48, 36: 78-79). Для Создателя это, «второе творение», не составляет труда, и оно даже легче «первого» (66: 7; 30: 27). Из земли Он вас сотворил, В нее потом возвратит, Из нее же еще раз призовет.
Другой тип коранической аргументации апеллирует к аналоги с явлениями природы. Так, в айатах 50: 9—11 говорится: Мы ниспосылаем с неба воду благословенную, Ею произращаем сады и жатвы... Ею оживляем мертвую [от сухости] страну; Таков же и исход [из могил]. Всевышний поднимает людей из могил, подобно тому как Он взращивает колос из зерна, пальму — из косточки: Он выводит живое из мертвого И мертвое — из живого. (6: 95) К подобного рода соображениям 2-я сура Корана присоединяет доказательства «от истории», «от прецедента». Так, пророка Иеремию Бог умертвил на целое столетие, а потом снова воззвал к жизни (2: 259). Еще один человек, современник Моисея, воскрес после того, как по наставлению Божьему его ударили частью заколотой коровы (2: 72). В суре, наконец, приводится рассказ о птицах, расчлененных на куски Авраамом, а затем возвращенных к жизни, после чего Пророк твердо уверовал в воскрешение мертвых (2: 260). Из этих и других айатов, однако, неясно, о каком именно воскрешении идет речь — телесном ли, духовном ли, а может, просто о воскрешении живого существа. Скорее всего в Коране подразумевается последнее, хотя доминирующим стало представление о воскрешении телесной оболочки, с которой в Судный день соединяется душа (вновь созданная или же пережившая тело, бессмертная). В любом случае возникает вопрос: воскрешение тела означает сотворение тела, идентичного прежнему, или же воссоздание, воссоединение частиц прежнего тела? Большинство богословов-традиционалистов толкуют соответствующие места в Коране во втором смысле, вида в таком воскрешении очередное знамение Божьего всемогущества. Другие же, в их числе ажь-Газали, а также многие шиитские богословы и суфии, придерживаются первой интерпретации.
|