Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Состояние здоровья детей и подростков в России
Сохранение и укрепление здоровья населения России - основная социокультурная проблема национальной безопасности и личного благополучия каждой семьи, каждого человека. Успешное разрешение проблемы предусматривает совместные координированные усилия и действия учреждений здравоохранения и образования, физкультурно-спортивных организаций и средств массовой информации, органов охраны природной среды и социальной защиты населения. Для решения научно-практических вопросов здоровья необходимо определиться в понятии здоровья. В многочисленных определениях здоровья, даже объединяющих его признаки, отсутствует системный синтез, при чем на этот недостаток указывается и в других публикациях (А.В. Лисицин, 1988; А.Г. Щедрина, 1989; И.А. Брехман, 1990; Noak, 1987). Наиболее полное определение здоровья дано ВОЗ: «Здоровье - это такое состояние организма, которое характеризуется не только отсутствием болезней, но и физическим, психическим и социальным благополучием». Состояние здоровья детей и подростков - одна из важнейших проблем нашего государства. Поэтому анализ состояния их здоровья является актуальной задачей, решение которой позволит принять адресные меры по профилактике и лечению наиболее часто встречающихся заболеваний. Под воздействием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера заметно увеличились нервно-психические расстройства среди детей и подростков. Так, в 2000 году на 1000 человек приходилось 232, 2 случая заболеваний, в 2003 - 274, 3, а в 2010 - 313, 0 случаев заболеваний соответственно; увеличилось число учащихся с патологией зрения (до 35%). По данным Минздравмедпрома (2014) каждый третий выпускник к моменту окончания школы имеет близорукость (Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2014 г., - М., 2014.). По статистическим данным более 5 млн. детей России относятся по здоровью к группе риска. Появление новых форм организации школьного образования - частных школ, гимназий, привело к тому, что заболеваемость детей в этих учреждениях в 2, 5 раза превышает показатели обычных школ, 35 % детей 6-х классов нуждаются в стационарном лечении, 80 % выпускников этих школ имеют отклонения в состоянии здоровья. Снижению уровня здоровья способствует превышение в этих школах учебной нагрузки: в 1 классе она составляет 5-6 часов, в 9 классе - 7-9 часов. И это на фоне того, что 45% детей приходят в школу нейропсихологически не готовыми к усвоению программы. Функциональная лабильность связочного аппарата позвоночника, высокая подвижность последнего также являются факторами риска при формировании осанки у детей дошкольного и школьного возраста (В.И. Осик, 1997). Помимо этого, факторами риска патологической осанки являются заболевания внутренних органов. Дефективная осанка часто встречается у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, болезнями мочевыводящей системы, а также других хронических заболеваний внутренних органов (В.И. Осик, 1997; Ю.Д. Попов, 1998). В большинстве случаев дефекты осанки встречаются у детей в связи с нарушением как анатомических, так и физиологических условий ее формирования. В этом случае дефект осанки может рассматриваться как заболевание, однако, влияя на организм растущего ребенка, дефектная осанка создает условия для проявления других патологических факторов, и прежде всего остеохондроза. Данный факт свидетельствует о необходимости устранения дефектов осанки для профилактики целого ряда ортопедических и соматических заболеваний (В.И. Осик, 1997). В связи с этим насущной потребностью современной системы физического воспитания подрастающего поколения является разработка наиболее оптимального двигательного режима для детей и подростков, имеющих нарушения осанки (В.И. Осик, 1997; Ю.Д. Попов, 1998). Система его достижения и поддержания должна основываться на многих сочетающихся факторах, обозначенных в научных педагогических исследованиях. Для получения положительного эффекта от их реализации при построении занятия необходимо соблюдение следующих специальных принципов ЛФК для детей и подростков, имеющих нарушения осанки (В.А. Епифанов, 1987): 1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей нарушения осанки и общего состояния организма. 2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения. 3. Регулярность воздействия, так как только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма. 4. Длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма занимающегося возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений. 5. Нарастание физической нагрузки в процессе курса оздоровления и лечения. 6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90% повторяются для закрепления достигнутых успехов лечения и оздоровления). 7. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с уровнем здоровья и нарушением осанки - физические упражнения чередуют с отдыхом. 8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации всего организма занимающегося. 9. Учет возрастных особенностей. Последнее требует особого внимания в силу того, что правильное определение характера нарушения осанки позволяет целенаправленно подходить к подбору средств и методов физического воспитания с целью ее коррекции.
|