Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности распределения детей на медицинские группы для занятий физической культурой






Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является обязательной учебной дисциплиной и составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы учителей физической культуры.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности [5].

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), организуются непосредственно в учреждении образования. Проводятся они учителем физического воспитания, прошедшим специальную подготовку [10].

Распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой проводится школьным врачом весной на основании индивидуальных справок и заключений врачей специалистов, при этом учитывают не только диагноз заболеваний, но и оценивают физическое и половое развитие, тип конституции. Непременной составной частью медицинского обследования является проведение функциональной пробы, характеризующей адаптационные возможности организма, тип реакции на физическую нагрузку.

На основании многочисленных телеметрических исследований с физическими нагрузками установлена принципиальная разница в реакции организма на физическую нагрузку и научно обоснована методика занятий при разнообразных заболеваниях, которые по отношению к мышечной нагрузке могут быть объединены в три группы:

1. Реакция на физические нагрузки определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы:

- болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ и иммунитета (сахарный диабет, ожирение, узловой зоб и др.);

- болезни крови и кроветворных органов;

- болезни органов чувств (близорукость, хронический отит);

- функциональные болезни нервной системы (неврозы, ВСД);

- болезни системы кровообращения (ВПС, гипо- и гипертонические состояния и др.)

- болезни органов дыхания (фарингит, ринит, бронхит, бронхиальная астма и др.);

- болезни мочеполовой системы (нефрит, пиелонефрит и др.).

Для перечисленных заболеваний можно сформулировать общие задачи при выполнении физических упражнений с оздоровительной направленностью:

1) повышение общей выносливости организма;

2) расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы;

3) увеличение сократительной способности миокарда и скелетных мышц;

4) нормализация механизмов нейрогуморальной регуляции;

5) улучшение функционального состояния системы внешнего дыхания и вестибулярного аппарата [7].

2. Выраженностью болевого синдрома:

- болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты, холециститы и др.);

- камни посек и мочеточников;

- состояния после перенесенных операций на брюшной полости.

Задачами для занятий физическими упражнениями в этой группе могут быть:

1) повышение силы и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и тазового дна;

2) улучшение оттока желчи;

3) формирование навыка (коррекция) правильной осанки;

4) адаптация к бытовым нагрузкам [7].

3. Состоянием опорно-двигательного аппарата, относятся:

- болезни нервной системы – остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, детский церебральный паралич, эпилепсия без психоза и слабоумия, болезни периферической нервной системы;

- болезни кожи и подкожной клетчатки (атопический дерматит, различные формы экземы);

- болезни костно-мышечной системы (артриты, артрозы, состояния после переломов трубчатых костей, болезни позвоночника);

- отставание в физическом развитии, низкая физическая подготовленность.

Задачами для занятий физическими упражнениями могут быть:

1) формирование навыка правильной осанки;

2) расширение амплитуды движений в суставах и позвоночнике;

3) укрепление суставно-связочного аппарата;

4) повышение силы и силовой выносливости мышц конечностей и туловища [7].

Заключение по итогам обследования должно включать:

- уточнённый диагноз;

- уровень и гармоничность физического развития;

- оценку и возраст полового развития; тип конституции;

- оценку реакции на функциональную пробу;

- изменения в здоровье по сравнению с результатом прошлого обследования – эффективность занятий физической культурой;

- медицинская группа для занятий физкультурой;

- рекомендации педагогу по двигательному режиму и назначение обследуемому [9].

В дополнение к осмотрам, выполненным весной (в конце учебного года), в сентябре, в начале учебного года, после уточнения списка детей за счёт выбывших и прибывших в школу детей и медицинского обследования последних, составляются списки детей:

- основной медицинской группы – ОМГ;

- подготовительной медицинской группы – ПМГ;

- специальной медицинской группы – СМГ;

- ЛФК (в поликлинике);

- освобождённых от занятий физической культурой.

В списках школьников специальной медицинской группы, определяется количество групп (в каждой группе не более 8-12 человек). Учебные занятия по физической культуре с учащимися, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, проводятся в объёме 3 часов в неделю, продолжительностью 45 минут каждое. Желательно в течение учебной недели не менее одного урока проводить на открытом воздухе. Расписание занятий СМГ утверждается директором учебного заведения.

Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы осуществляется совместно с основной медицинской группой по действующим учебным программам, и обе группы сдают установленные контрольные нормативы и тестовые упражнения. При этом учащиеся, относящиеся к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок в соответствии с характером отклонений в состоянии здоровья и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал