Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности распределения детей на медицинские группы для занятий физической культурой
Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является обязательной учебной дисциплиной и составляет важную часть оздоровительной и воспитательной работы учителей физической культуры. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на: - укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; - обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; - развитие двигательных способностей; - приобретение необходимых знаний в области физической культуры; - воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности [5]. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), организуются непосредственно в учреждении образования. Проводятся они учителем физического воспитания, прошедшим специальную подготовку [10]. Распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой проводится школьным врачом весной на основании индивидуальных справок и заключений врачей специалистов, при этом учитывают не только диагноз заболеваний, но и оценивают физическое и половое развитие, тип конституции. Непременной составной частью медицинского обследования является проведение функциональной пробы, характеризующей адаптационные возможности организма, тип реакции на физическую нагрузку. На основании многочисленных телеметрических исследований с физическими нагрузками установлена принципиальная разница в реакции организма на физическую нагрузку и научно обоснована методика занятий при разнообразных заболеваниях, которые по отношению к мышечной нагрузке могут быть объединены в три группы: 1. Реакция на физические нагрузки определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы: - болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушение обмена веществ и иммунитета (сахарный диабет, ожирение, узловой зоб и др.); - болезни крови и кроветворных органов; - болезни органов чувств (близорукость, хронический отит); - функциональные болезни нервной системы (неврозы, ВСД); - болезни системы кровообращения (ВПС, гипо- и гипертонические состояния и др.) - болезни органов дыхания (фарингит, ринит, бронхит, бронхиальная астма и др.); - болезни мочеполовой системы (нефрит, пиелонефрит и др.). Для перечисленных заболеваний можно сформулировать общие задачи при выполнении физических упражнений с оздоровительной направленностью: 1) повышение общей выносливости организма; 2) расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы; 3) увеличение сократительной способности миокарда и скелетных мышц; 4) нормализация механизмов нейрогуморальной регуляции; 5) улучшение функционального состояния системы внешнего дыхания и вестибулярного аппарата [7]. 2. Выраженностью болевого синдрома: - болезни органов пищеварения (гастриты, дуодениты, холециститы и др.); - камни посек и мочеточников; - состояния после перенесенных операций на брюшной полости. Задачами для занятий физическими упражнениями в этой группе могут быть: 1) повышение силы и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и тазового дна; 2) улучшение оттока желчи; 3) формирование навыка (коррекция) правильной осанки; 4) адаптация к бытовым нагрузкам [7]. 3. Состоянием опорно-двигательного аппарата, относятся: - болезни нервной системы – остаточные явления перенесенных заболеваний центральной нервной системы, детский церебральный паралич, эпилепсия без психоза и слабоумия, болезни периферической нервной системы; - болезни кожи и подкожной клетчатки (атопический дерматит, различные формы экземы); - болезни костно-мышечной системы (артриты, артрозы, состояния после переломов трубчатых костей, болезни позвоночника); - отставание в физическом развитии, низкая физическая подготовленность. Задачами для занятий физическими упражнениями могут быть: 1) формирование навыка правильной осанки; 2) расширение амплитуды движений в суставах и позвоночнике; 3) укрепление суставно-связочного аппарата; 4) повышение силы и силовой выносливости мышц конечностей и туловища [7]. Заключение по итогам обследования должно включать: - уточнённый диагноз; - уровень и гармоничность физического развития; - оценку и возраст полового развития; тип конституции; - оценку реакции на функциональную пробу; - изменения в здоровье по сравнению с результатом прошлого обследования – эффективность занятий физической культурой; - медицинская группа для занятий физкультурой; - рекомендации педагогу по двигательному режиму и назначение обследуемому [9]. В дополнение к осмотрам, выполненным весной (в конце учебного года), в сентябре, в начале учебного года, после уточнения списка детей за счёт выбывших и прибывших в школу детей и медицинского обследования последних, составляются списки детей: - основной медицинской группы – ОМГ; - подготовительной медицинской группы – ПМГ; - специальной медицинской группы – СМГ; - ЛФК (в поликлинике); - освобождённых от занятий физической культурой. В списках школьников специальной медицинской группы, определяется количество групп (в каждой группе не более 8-12 человек). Учебные занятия по физической культуре с учащимися, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе, проводятся в объёме 3 часов в неделю, продолжительностью 45 минут каждое. Желательно в течение учебной недели не менее одного урока проводить на открытом воздухе. Расписание занятий СМГ утверждается директором учебного заведения. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы осуществляется совместно с основной медицинской группой по действующим учебным программам, и обе группы сдают установленные контрольные нормативы и тестовые упражнения. При этом учащиеся, относящиеся к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок в соответствии с характером отклонений в состоянии здоровья и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.
|