Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конституционного надзора (контроля)






Положение о высшей юридической силе конституции по отноше­нию к другим источникам права лежит в основе концепции конститу­ционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор, су­дебный или административный акт должен находится в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, является недействительное

Теория конституционного контроля в современном понимав впервые появилась в США в деле У Мэрбери против Дж. Мэдисона 1803 г.1 При рассмотрении данного дела Верховный суд США взял и себя полномочия по осуществлению конституционного контроля ко­торые в последующем никогда не оспаривались.

В юридической литературе применяют два термина: конституци­онный надзор и конституционный контроль.

Конституционный надзор заключается в проверке акта на его кон­ституционность. При выявлении нарушающего конституцию закона или иного нормативного акта орган конституционного надзоре не правомочен отменить его.

Конституционный контроль — это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Этот контроль предполагает, что соответствующие органы (должностные лица), обнаружив нарушающий конституцию акт, правомочны своей властью его отменить.

Объектами контроля (надзора) могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные догово­ры, регламенты парламента или его палат, нормативные акты испол­нительных органов власти — правительственные декреты, указы пре­зидента (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В ряде зарубежных стран орган конституционной юстиции оценивает конституционность деятельности политических партий (Федераль­ный конституционный суд Германии, Конституционный трибунал Польши).

В федеративных государствах объектом конституционного контро­ля (надзора) являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации и разрешение споров между субъектами федерации. В некоторых субъектах зарубежных федера­ций в этих целях созданы органы специальной юрисдикции.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане, наделенные правом запро­са о конституционности того или иного акта. Кроме того, в федера­тивных государствах эти правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта. Пo содержанию конституционный контроль (надзор) может быть

формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполно­моченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осу­ществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом).

По времени проведения в практике современных государств выде­ляются последующий и предварительный конституционный контроль (надзор).

При последующем конституционном контроле проверке подверга­ются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы (или их отдельные положения) формально утрачивают юридическую силу.

При предварительном конституционном контроле (надзоре) провер­ке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Иными словами, это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубли­кования главой государства (в Швеции, Франции, Финляндии). Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспа­риваемый акт противоречащим Конституции (неконституционным) полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. В первом случае он теряет юридическую силу и перестает при­меняться всеми судами страны, а также и другими государственными органами. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал