Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Партийная система и основные политические партии Франции
Франция имеет вековые традиции политического плюрализма я свободомыслия. В послевоенный период в политической жизни Франции конкурировали две основные политические доктрины — голлисткая и социалистическая, институциональными проводниками которых соответственно были правоцентристские политические организации и Социалистическая партия. Продолжателем голлистких традиций, а именно основанного Ш, де Голлем в 1947 г общественного движения «Объединение французского народа», стал основанный ближайшими соратниками гене- рала в 1958 г. «Союз демократов в защиту Республики». Перед иниитаторами стояла задача создания массовой и авторитетной политической организации, имеющей поддержку в различных слоях общества под лозунгом «Быть везде». Партией последовательно отстаивалась идеология «великой и независимой Франции» и ее культуры, а также идея сильной президентской власти и политической стабильности. Идеологическим и политическим наследником «Союза демократе» в защиту Республики» считается основанное Ж. Шираком в 1976 г. Объединение в поддержку Республики (ОПР). Эта авторитетная правоцентристская политическая партия в своей политической деятельности исходила из традиционных либеральных ценностей, выступала за ускоренную европейскую интеграцию при учете интересов Франции. В 1995 г. лидер неоголлистов Ж. Ширак был избран |на высшую должность Пятой Республики — Президента, а в 2002 переизбран, но уже как лидер новой правой партии «Союз за народное большинство». Учредительный съезд партии «Союз за народное большинство» состоялся в период подготовки к очередным президентским выборам 2002 г. Создание новой мощной правой и центристской партии, в которую объединились партии либерально-консервативного толка «Объединение в поддержку Республики», «Либеральная демократия» а также значительная часть членов правоцентристского «Союза за французскую демократию», имело ключевое значение для общественно-политической жизни Франции. Впервые в политической истории Республики произошло реальное слияние трех крупных партий, что обеспечило победу на выборах и соответственно статус правящей партии. Официальная политическая программа: активная внешняя политика, консерватизм, стимулирование развития регионов, интеграция в Европейский союз при обязательном учете национальных интересов. После принятия Конституции 1958 г. вплоть до 1981 г. во Франции существовала доминантно-партийная система, основанная на привилегированном положении влиятельных правоцентристских партий, наследниц голлистских традиций. После победы популярного политика социалиста Ф. Миттерана на президентских выборах в 1981 г. и его переизбранием на второй срок (1988—1995 гг.) безусловное доминирование правых партий было прервано социалистами, победившими на выборах в Национальное собрание в 1997 г. В 2002 г на парламентских и президентских выборах победу одержали правые - «Союз за народное большинство», на сегодняшний день правящая партия. Социалистическая партия является одной из старейших политических партий, ведет свое происхождение от Французской секции Рабочего интернационала. В послевоенный период практически до конца 1950-х п; социалистические организации играли заметную роль в жизни страны. Традиционно выступая с левых позиций за социалистическое и демократическое преобразование общества, выражая взгляды интеллигенции, университетских кругов, обновленная Французская I социалистическая партия (ФСП) была создана в 1971 г. на базе объединения ряда небольших социал-демократических организаций под руководством Ф. Миттерана. ФСП выступает под лозунгами демокра-| тического социализма, за справедливое распределение под контролем государства произведенного общественного продукта, в защиту лиц наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. партия переживает серьезный идейно-политический кризис, который еще не преодолен и даже усилился после поражения на последим J президентских и парламентских выборах в 2002 г. На президентских выборах 2002 г. уже в первом туре лидер ФСП Л. Жоспен проиграл руководителю ультраправого Национального фронта Ж.М.Ле Пену На левом фланге действует Французская коммунистическая партия (ФКП), основанная в 1920 г. В 1930—1950-е гг. она была популярна не только среди лиц, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, но и в среде интеллектуалов. Коммунисты сыграли важную роль в Движении сопротивления (1939—1945 гг.). В последние годы усилились кризисные явления в идеологии и партстроительстве. ФКП теряет свой традиционный электорат и былое влияние, уменьшается членская масса. В целом коммунисты полностью или частично солидаризуются со многими социал-демократическими лозунгами. В послевоенные годы они неоднократно входили в левоцентристские правительства, однако не занимали в них ключевые посты. В стране существует несколько активных буржуазных партий, блоков и движений — Центр социальных демократов, республиканская партия, республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, обновленный Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит основанный в 1972 г. Национальный фронт, пропагандирующий националистический лозунг Франция только для французов». Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует подробная законодательная регламентация партийной деятельности. Партии образуются свободно и не обязаны проходить государственную регистрацию однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии. 48. Основной закон ФРГ: общая характеристика После окончания Второй мировой войны Германия была разделена на четыре оккупационные зоны. В трех западных зонах, находившихся под влиянием оккупационных держав — США, Великобритании, Франции, — в течение 1946-1947 гг. были приняты демократические конституции. В конституциях оговаривалось будущее вхождение земель в состав единой демократической Германии. Таким образом, на территории западных оккупационных зон была образована в 1949 г. Федеративная Республика Германия. Новому государству потребовалась новая конституция. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а об акте, регулирующем основы государственного строя в период до полного воссоединения Германии, было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Основной закон был принят учредительным органом — Парламентским советом, в состав которого входили представители политических партий, избранные ландтагами (парламентами) западногерманских земель, и вступил в силу 24 мая 1949 Одобрили Основной закон и оккупирующие державы. Основной закон ФРГ состоит из краткой преамбулы, 14 разделов и 146 статей, причем три раздела были включены в текст конституции уже в период ее действия. Особенностью данного конституционного акта, отличающего его от других конституций, является то, что первый раздел посвящен основным правам и свободам человека. Они представляют собой систему ценностей и требований к государственному строительству страны пережившей фашизм. Большое внимание уделяется личным (гражданским) правам. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан. Второй раздел Основного закона регулирует отношения между федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение демократической системы государственных структур снизу доверху. По форме правления Германия является парламентской республикой с сильными позициями главы федерального правительства — Канцлера. Остальные разделы конституции детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, систему законодательства федерации и исполнение федеральных законов, а также общие задачи федерации и ее субъектов. По способу изменения Основной закон ФРГ не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к конституции нуждается в одобрении квалифицированного большинства в 2/з членов верхней и нижней палаты федерального парламента. В Основной закон ФРГ вносились многочисленные поправки, начиная с 1951 г. В наибольшей степени на содержании Основного закона отразилось воссоединение Восточной и Западной Германии на основании Договора об установлении единства Германии от 31 августа 1991 к, а также вступление Германии в Европейские Сообщества
|