Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция и правовая система Великобритании.






В конце ХУП - начале XVIП в. был принят комплекс нормативных актов, который в совокупности с ранее сложившимися обычаями, за­конами, правовыми прецедентами обладал практически всеми признаками конституции в современном понимании этого слова. Среди них следует назвать:

- знаменитый Хабеас корпус акт (Habeas Corpиs Act) 1679 г. (Акт о

лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями). Этот документ запрещал произвольные аресты, ус­танавливал судебный контроль над задержанными. И главное, преду­сматривал ответственность чиновников, виновных в произвольных арестах;

- Билль о правах (1689 г.), окончательно признавший Парламент

законодательным органом;

- Акт о престолонаследовании (1701 г.), регламентирующий статус

монарха;

- Акт о соединении с Шотландией (1707 г.).

В 20 в. парламентом были приняты такие важнейшие акты, входящие в состав английской конституции, как: статуты, регламентирую­щие избирательное право; структуру и полномочия палат парламента; организацию территории и местное самоуправление. Таких актов Парламента, имеющих конституционное значение, сегодня насчитывается более 40.

Таким образом, единого конституционного акта Великобритания не имеет.

По сути, Основной закон Великобритании охватывает большое количество разнообразных источников: статуты - акты, принятые Парламентом по определенной процедуре, судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрину.

Первоначально соотношение писаной и неписаной частей британской Конституции бьmо в пользу судебных прецедентов и конститу­ционных обычаев, именно этим и объяснял ось своеобразие ее формы. Особенность подобных конституционных соглашений состоит в следующем: считается, что они действует до тех пор, пока с ними соглас­ны их участники. Поэтому нарушение обычаев, как правило, не влечет юридической ответственности, они не всегда признаются судами, тогда как их соблюдение рассматривается в качестве нормы следования вековым традициям и устоям.

В числе наиболее значимых соглашений (обычаев) следует назвать: правило назначения Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, обязательное подписание монархом акта, принятого обеими палатами Парламента; процедура созыва палат Парламента и роспуска Палаты общин, положение о том, что Правительство осуществляет свои полномочия, пока оно не утратило доверие большинства нижней палаты; коллективную ответственность министров перед Парламентом по общим вопросам политики и их персональная индивидуальная ответственность за свои министерства (департаменты) и некоторые другие.

Составной частью британской Конституции являются и доктри­нальные источники - опубликованные мнения известных правоведов по вопросам конституционного права. суды обращаются к ним для обоснования своих постановлений в случаях, если отсутствуют иные источники, регулирующие конкретные отношения. В последнее время отмечается определенное расширение использования данного вида источников. Британская Конституция складывалась и изменялась в результате постепенного принятия актов в зависимости от политических потребностей. Поэтому по юридической силе она мало чем отличается от ак­тов британского законодательства. Она является гибкой, что позволя­ет ее оперативно приспосабливать к изменяющимся отношениям. Конституционный контроль осущ. Палата лордов

42. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия

Старейшим парламентом мира является английский Парламент.

Британский Парламент представляет собой пример бикамерального (двухпалатного) представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов.

Важнейшая особенность Парламента заключается также в том, что одна из его палат — Палата лордов — формируется на невыборной ос­нове. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула. Минимальный возраст члена Палаты 21 год. До реформы 1999 г Пала­та лордов была самой большой верхней палатой, ее членами состояли около 1100 представителей титулованной знати, имена которой впи­саны в «золотую книгу» английского дворянства. В ходе реформы па­латы, инициированной лейбористами, был ликвидирован статус на­следственных пэров. Наследственное право заседать и голосовать до наступления второго этапа реформы оставлено за 102 наследственны­ми пэрами, среди которых 92 пэра получили это право в ходе тайного голосования коллег-аристократов, а десять пэров согласились на уль­тиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на по­жизненное.

Сейчас в Палате лордов действует четыре вида членства;

— духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентерберийский и 24 епископа англиканской церкви);

— судебные лорды (12 пожизненно назначаемых в Палату бывших и действительных высших судебных служащих для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел. Последние в возрасте 75 лет слагают с себя правовые функции);

— пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют право передана свой титул по наследству (общее количество пожизненных пэров превышает 550 человек); наследственные пэры (102 человека).

Первые две категории членов Палаты пэрами не считаются.

Кворум Палаты составляет всего три человека, в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожиз­ненные пэры).

Эту палату возглавлял Лорд-канцлер. Руководитель Палаты лордов за­нимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав правительства. По традиции руководить Палаты лор­дов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер Палаты общин. Эти пол­номочия осуществляются Палатой самостоятельно при координации лидера Палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В Палате имеются лишь неспециализированные комитеты, создание фракций не допускается. Сейчас Палата лордов продолжает оставаться в состоянии реформирования.

В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя сле­дующие полномочия; а) законодательные, б) контрольные, в) судеб­ные.

Нижняя палата - Палата общин — единственный выборный цен­тральный орган государственной власти. Только депутаты этой Пала­ты могут именоваться членами Парламента. Численный состав Пала­ты около 650 членов, избираемых сроком на пять лет. Возможен роспуск палаты монархом. Палату общин возглавляет спикер.

Избираться в Палату может любой британский подданный, достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам, среди которых следует налгать Ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности.

Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избира­телей.

Законодательная инициатива принадлежит только парламентари­ям, т.е. членам нижней палаты. Законопроекты по финансовым во­просам могут быть внесены только в Палату общин, причем для их принятия не требуется обязательного согласия Палаты лордов.

Законопроекты, принятые обеими палатами Парламента, стано­вятся законами после их одобрения Королевой.

Помимо законодательной функции, включая принятие бюджета и рассмотрение финансовых биллей, Палате общин принадлежит функ­ция парламентского контроля за Правительством. Он осуществляется в форме вопросов депутатов правительству и министрам, внесения предложений в виде проекта резолюции по определенному вопросу интерпелляций, создания специальных комитетов, а также проверки за расходованием денежных средств.

Только Палата общин может выразить недоверие правительству.

43. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус

Правительство Великобритании - это высший исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. В этих целях правительство активно использует право законодательной инициативы. Основная масса законопроектов исходит именно от этого института. Британское правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегированного законодательства. Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием Парламента, перед которым оно и несет коллективную ответственность. В случае вынесения недоверия правительству оно в полном составе должно уйти в отставку. Однако при поражении оппозиции правительство имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы.

Для послевоенной Великобритании характерным является образование однопартийного правительства, что придает ему определенную стабильностьПремьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. По его рекомендации Королева назначает остальных членов правительства, как правило, из депутатов партии, победившей на выборах. Таким образом, членами правительства являются члены законодательного органа власти.

В состав правительства входят государственные секретари, возглавляющие важнейшие традиционные министерства; министры без портфеля, государственные министры, которые по должности являются заместителями министров; младшие министры Возглавляет правительство Премьер-министр, его фактическое положение и полномочия сложились на основе обычаев, традиций и конституционных соглашений. Премьер-министр занимает должность Первого лорда Казначейства. В британском правительстве создана узкая коллегия, в состав кото­рой входят наиболее влиятельные лица, возглавляющие важные службы и министерства - Кабинет. Персональный состав этого органа лично определяет Премьер-министр (как правило, 20-24 члена). Внутри Кабинета Премьер-министром образуется узкое неформальное объединение членов Кабинета- из трех ­пяти наиболее влиятельных министров. Как правило, важнейшие по­литические решения принимаются Кабинетом. Его главными функ­циями являются окончательное определение правительственной позиции для представления в Парламенте, осуществление верховного контроля национальной исполнительной власти в соответствии с политикой, согласованной с Парламентом, постоянная координация деятельности министерств.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал