Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция и правовая система Великобритании.
В конце ХУП - начале XVIП в. был принят комплекс нормативных актов, который в совокупности с ранее сложившимися обычаями, законами, правовыми прецедентами обладал практически всеми признаками конституции в современном понимании этого слова. Среди них следует назвать: - знаменитый Хабеас корпус акт (Habeas Corpиs Act) 1679 г. (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями). Этот документ запрещал произвольные аресты, устанавливал судебный контроль над задержанными. И главное, предусматривал ответственность чиновников, виновных в произвольных арестах; - Билль о правах (1689 г.), окончательно признавший Парламент законодательным органом; - Акт о престолонаследовании (1701 г.), регламентирующий статус монарха; - Акт о соединении с Шотландией (1707 г.). В 20 в. парламентом были приняты такие важнейшие акты, входящие в состав английской конституции, как: статуты, регламентирующие избирательное право; структуру и полномочия палат парламента; организацию территории и местное самоуправление. Таких актов Парламента, имеющих конституционное значение, сегодня насчитывается более 40. Таким образом, единого конституционного акта Великобритания не имеет. По сути, Основной закон Великобритании охватывает большое количество разнообразных источников: статуты - акты, принятые Парламентом по определенной процедуре, судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрину. Первоначально соотношение писаной и неписаной частей британской Конституции бьmо в пользу судебных прецедентов и конституционных обычаев, именно этим и объяснял ось своеобразие ее формы. Особенность подобных конституционных соглашений состоит в следующем: считается, что они действует до тех пор, пока с ними согласны их участники. Поэтому нарушение обычаев, как правило, не влечет юридической ответственности, они не всегда признаются судами, тогда как их соблюдение рассматривается в качестве нормы следования вековым традициям и устоям. В числе наиболее значимых соглашений (обычаев) следует назвать: правило назначения Премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, обязательное подписание монархом акта, принятого обеими палатами Парламента; процедура созыва палат Парламента и роспуска Палаты общин, положение о том, что Правительство осуществляет свои полномочия, пока оно не утратило доверие большинства нижней палаты; коллективную ответственность министров перед Парламентом по общим вопросам политики и их персональная индивидуальная ответственность за свои министерства (департаменты) и некоторые другие. Составной частью британской Конституции являются и доктринальные источники - опубликованные мнения известных правоведов по вопросам конституционного права. суды обращаются к ним для обоснования своих постановлений в случаях, если отсутствуют иные источники, регулирующие конкретные отношения. В последнее время отмечается определенное расширение использования данного вида источников. Британская Конституция складывалась и изменялась в результате постепенного принятия актов в зависимости от политических потребностей. Поэтому по юридической силе она мало чем отличается от актов британского законодательства. Она является гибкой, что позволяет ее оперативно приспосабливать к изменяющимся отношениям. Конституционный контроль осущ. Палата лордов 42. Парламент Великобритании: внутренняя организация, полномочия Старейшим парламентом мира является английский Парламент. Британский Парламент представляет собой пример бикамерального (двухпалатного) представительного органа, состоящего из Палаты общин и Палаты лордов. Важнейшая особенность Парламента заключается также в том, что одна из его палат — Палата лордов — формируется на невыборной основе. Членство в ней обусловлено получением дворянского титула. Минимальный возраст члена Палаты 21 год. До реформы 1999 г Палата лордов была самой большой верхней палатой, ее членами состояли около 1100 представителей титулованной знати, имена которой вписаны в «золотую книгу» английского дворянства. В ходе реформы палаты, инициированной лейбористами, был ликвидирован статус наследственных пэров. Наследственное право заседать и голосовать до наступления второго этапа реформы оставлено за 102 наследственными пэрами, среди которых 92 пэра получили это право в ходе тайного голосования коллег-аристократов, а десять пэров согласились на ультиматум правительства: поменять звание наследственного пэра на пожизненное. Сейчас в Палате лордов действует четыре вида членства; — духовные лорды (архиепископы Йоркский и Кентерберийский и 24 епископа англиканской церкви); — судебные лорды (12 пожизненно назначаемых в Палату бывших и действительных высших судебных служащих для оказания квалифицированной помощи при решении судебных дел. Последние в возрасте 75 лет слагают с себя правовые функции); — пожизненные пэры (получившие титул и место в Палате за выдающиеся заслуги перед Короной), они не имеют право передана свой титул по наследству (общее количество пожизненных пэров превышает 550 человек); наследственные пэры (102 человека). Первые две категории членов Палаты пэрами не считаются. Кворум Палаты составляет всего три человека, в основном участие в ее работе принимают около 100 человек (судебные лорды и пожизненные пэры). Эту палату возглавлял Лорд-канцлер. Руководитель Палаты лордов занимает данную должность на внутрипалатной выборной основе и не входит в состав правительства. По традиции руководить Палаты лордов принимает участие в дебатах и голосовании, однако не решает процедурные вопросы, как это делает спикер Палаты общин. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно при координации лидера Палаты, которым является руководитель ее наиболее крупной партийной фракции. В Палате имеются лишь неспециализированные комитеты, создание фракций не допускается. Сейчас Палата лордов продолжает оставаться в состоянии реформирования. В общих чертах компетенция Палаты лордов включает в себя следующие полномочия; а) законодательные, б) контрольные, в) судебные. Нижняя палата - Палата общин — единственный выборный центральный орган государственной власти. Только депутаты этой Палаты могут именоваться членами Парламента. Численный состав Палаты около 650 членов, избираемых сроком на пять лет. Возможен роспуск палаты монархом. Палату общин возглавляет спикер. Избираться в Палату может любой британский подданный, достигший 21 года и удовлетворяющий установленным в законодательстве цензам, среди которых следует налгать Ценз несовместимости: запрет быть членами Парламента для лиц, занимающих определенные государственные должности. Выборы в Палату общин проводятся по мажоритарной системе относительного большинства. При этом отсутствует требование о получении кандидатом минимального процента голосов избирателей. Законодательная инициатива принадлежит только парламентариям, т.е. членам нижней палаты. Законопроекты по финансовым вопросам могут быть внесены только в Палату общин, причем для их принятия не требуется обязательного согласия Палаты лордов. Законопроекты, принятые обеими палатами Парламента, становятся законами после их одобрения Королевой. Помимо законодательной функции, включая принятие бюджета и рассмотрение финансовых биллей, Палате общин принадлежит функция парламентского контроля за Правительством. Он осуществляется в форме вопросов депутатов правительству и министрам, внесения предложений в виде проекта резолюции по определенному вопросу интерпелляций, создания специальных комитетов, а также проверки за расходованием денежных средств. Только Палата общин может выразить недоверие правительству. 43. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус Правительство Великобритании - это высший исполнительный орган, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление. В этих целях правительство активно использует право законодательной инициативы. Основная масса законопроектов исходит именно от этого института. Британское правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегированного законодательства. Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием Парламента, перед которым оно и несет коллективную ответственность. В случае вынесения недоверия правительству оно в полном составе должно уйти в отставку. Однако при поражении оппозиции правительство имеет право распустить Парламент и назначить новые выборы. Для послевоенной Великобритании характерным является образование однопартийного правительства, что придает ему определенную стабильностьПремьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. По его рекомендации Королева назначает остальных членов правительства, как правило, из депутатов партии, победившей на выборах. Таким образом, членами правительства являются члены законодательного органа власти. В состав правительства входят государственные секретари, возглавляющие важнейшие традиционные министерства; министры без портфеля, государственные министры, которые по должности являются заместителями министров; младшие министры Возглавляет правительство Премьер-министр, его фактическое положение и полномочия сложились на основе обычаев, традиций и конституционных соглашений. Премьер-министр занимает должность Первого лорда Казначейства. В британском правительстве создана узкая коллегия, в состав которой входят наиболее влиятельные лица, возглавляющие важные службы и министерства - Кабинет. Персональный состав этого органа лично определяет Премьер-министр (как правило, 20-24 члена). Внутри Кабинета Премьер-министром образуется узкое неформальное объединение членов Кабинета- из трех пяти наиболее влиятельных министров. Как правило, важнейшие политические решения принимаются Кабинетом. Его главными функциями являются окончательное определение правительственной позиции для представления в Парламенте, осуществление верховного контроля национальной исполнительной власти в соответствии с политикой, согласованной с Парламентом, постоянная координация деятельности министерств.
|