Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Святой равноапостольный император Константин Великий.
Гай Флавий Валерий Константин родился около 280 года в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены. Его мать возможно была христианкой, а сам Константин, как и его отец, исповедовал язычество[4]. В 306 году после смерти Констанция Хлора армия провозгласила его сына Константина Августом Запада, однако Август Востока Галерий признал его только в качестве кесаря – правителя Галлии, Испании, Британии. Видение императору крестного знамения перед битвой с Максентием (312 год). В 312 году с достаточно небольшой армией Константин перешел Альпы, вошел в Италию и сразился с Максентием – претендентом на главенство в Западной части империи. Историки чаще всего относят именно к этому моменту обращение Константина в христианскую веру. По свидетельству Лактанция накануне битвы с Максентием Константину было некое «вразумление»[5], после чего он повелел на полковых знаменах водрузить христианские символы, а именно - монограмму «РХ». Имеется еще несколько свидетельств об этом событии, важнейшие из которых принадлежат перу придворного историка императора Константина епископа Евсевия Кесарийского[6] и Созомена[7]. Так или иначе, но Константин именно после этого события победил в битве своего противника Максентия. При этом надо помнить, что христиан в империи было тогда не более 10%, а на Западе – еще меньше[8]. Многим историкам данные обстоятельства позволяют исключить политический расчет в действиях императора и объяснить все его искренней религиозной убежденностью. Однако справедливее будет, следуя мнению В.В. Болотова, считать, что Константин не вдруг стал христианином. Многие факты говорят о искренности Константина в исповедании христианской веры уже в ранний период его деятельности, однако имеются и свидетельства обратного порядка. Например, тот факт, что, находясь во главе языческого государства, Константин почти до конца своего правления не отрекался от звания верховного жреца, которое ему было присуще по должности. В целом, это не удивительно. Весьма вероятно, что св. Константин находил особый смысл в такой интерпретации христианства, которая сделала бы его более приемлемым для множества подданых империи. Например, «некоторое время спустя, отстраивая новую столицу Константинополь (освящен в 330 году), он распорядился построить три больших собора — в честь св. Силы, св. Премудрости и св. Мира. Император считал, что ипостаси св. Троицы, названные этими отвлеченными философскими понятиями, станут более доступны уму просвещенного язычника»[9].
|