Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великие каппадокийцы и их роль в богословии.






Итак, во второй половине IV века на смену старшему никейскому поколению постепенно пришло младшее. Среди его представителей особо необходимо отметить великих каппадокийцев (Каппадокия – провинция в восточной части империи) – святителей Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова[79].

Более подробно с жизнеописанием и творениями этих мужей Церкви вы будете знакомиться в курсе «Патрологии». Здесь мы остановимся только на самых главных аспектах их деятельности.

…В 362 году на соборе в Антиохии святитель Афанасий Александрийский, выслушав спорящих, пришел к выводу, что обе стороны мыслят вполне православно, хотя одни говорили о трех ипостасях Бога, а вторые об одной. Просто первые стремились защитить троичность Бога, не допуская слияния Трех Лиц в одно, а вторые, пользуясь тем же термином «ипостась», защищали единство Святой Троицы, не допуская ее разделения на трех богов. Эта ситуация снова показывает нам, что богословская терминология еще не была выработана, не существовало еще как бы единого языка, на котором богословы могли общаться. И это приводило ко многим сложностям.

Важная заслуга отцов-каппадокийцев состоит в том, что они завершили сложный процесс формирования богословской терминологии, а также сформулировали догмат о Святой Троице.

Особо нужно сказать здесь об организаторском подвиге святителя Василия Великого. Непростое время, в которое он жил характеризовалось следующими важными чертами.

Характеристика богословской и церковно-государственной ситуации.

· Запад не мог в силу обстоятельств разбираться во всех тонкостях богословских споров на Востоке, часто для Запада существовал лишь один критерий православности – безоговорочное принятие Никейского Символа веры. А, как мы знаем, сам Восток находился в условиях сложного богословского поиска, и лишь небольшая группа восточных удовлетворяла этим «уловиям православности», выдвигаемым Западом.

· Не было единства и на самом Востоке. Приход к этому единству осложнялся не только отсутствием единомыслия, но, как мы уже выяснили, и отсутствием общего, понятного всем языка для диалога.

· К этому необходимо прибавить еще и изменчивое влияние государственной власти, которая в этом периоде времени была и православной, и еретической, в той или иной степени, а иногда и просто нетерпимой к христианству. Соответственными были и меры, предпринимаемые властями, – от поддержки до преследований Православия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал