Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и деятельность святителя Василия Великого и его сподвижников.






Для преодоления разделений между верующими в столь сложных условиях необходим был человек, сочетавший в себе образованность, дипломатичность и организаторский талант. Таким человеком предстает перед нами святитель Василий Великий. В его семье Господь явил миру многих святых, назовем хотя бы его бабушку – святую Макрину, его сестру – также святую Макрину, брата – святителя Григория Нисского.

Для аскетических упражнений в юности Василий устроил себе «пустыньку с келейкой»[80] около своего родного города Неокесарии, где некоторое время он подвизался вместе со своим сверстником Григорием из города Назианза (будущего святителя Григория Богослова). Позже они вместе учились в Афинском университете. По возвращении из Афин Василий был привлечен к церковному служению в степени чтеца, а спустя некоторое время мы видим молодого образованного диакона Василия, которого правящий епископ часто брал с собой на трудные богословские совещания. Новый епископ Кесарии Каппадокийской Евсевий рукоположил Василия в пресвитеры, и с 365 года Василий активно вошел в дела управления Кесарие-Каппадокийской епархией.

По смерти в 370 году Евсевия Василий был хиротонисан местным собором в сан епископа.

Β 371 году император Валент произвел административный раздел провинции Каппадокии на две части, стремясь ослабить там позиции православных. K этому времени каноническая практика церкви была такова, что епархии, как правило, совпадали с границами государственных провинций.

Василий обратился за помощью к своему другу Григорию (будущему «Богослову»), и в 372 году упросил его принять епископскую хиротонию на новую кафедру в небольшой городок Сасимы, находившийся в отделенной от кафедры Василия части Каппадокии.

Историк отмечает: «Василий предпочитал дипломатическую медлительность в сговорах. He пo какому-тο лукавству, a пo искреннему ощущению, что люди уже едины, единосердечны по вере, a вот теоретического единомыслия еще не приобрели»[81]. Святитель умел общаться с людьми, имеющими полярные мнения. Он находил общий язык и со святителем Афанасием Великим, и с соскользнувшими в ересь Евстафием Севастийским и Аполлинарием Лаодикийским.

Василий привел к объединению с никейцами близкую ему группу омиусиан - в результате составилась группа до 150 епископов, которая восприняла выработанную кападокийцами терминологию[82]. В.В. Болотов пишет об этом так: «Co строгостью, доходящей до формализма, он проводит различие между понятиями «усиа» и «ипостасис» или «фисис» и «просопон». Β специально этому вопросу посвященном послании (38 или 43) брату своему Григорию Нисскому он определяет усиа как общее, a ипостасис как особенное, частное»[83].

Василий скончался 1 января 379 года. Его младший брат, Григорий, поставленный святителем Василием в епископы города Ниссы, на похоронах, восхваляя трудности подвига ведения замутившегося Востока к никейскому знамени вселенской истины, сравнивает этот подвиг Василия с подвигом Моисея, приведшего Израиля к земле обетования после сорокалетнего странствия»[84].

Сам Григорий Нисский, также святитель, в течение своей жизни много помогал святителю Василию своими догматическими трудами. При императоре Валенте он три года провел в ссылке, а на II-ом Вселенском соборе был назначен епископом, евхаристическое общение с которым подтверждало православность, несмотря на некоторое влияние Оригена в его богословии. «В богословии Григория различалось школьное предание и церковное свидетельство. Оригеновское у него отвергалось, но его не винили за Оригена»[85].

В 378 году погиб император Валент, являвшийся покровителем ариан. Уже в 379 году император Запада Грациан официально запретил все ереси, объявив законным лишь Православие. Этот же император упразднил титул «верховного жреца» и лишил языческих жрецов тех привилегий, которыми они столь долгое время пользовались[86].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал