Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение Церкви при Юлиане Отступнике и его преемниках.






После смерти Констанция ситуация в империи изменилась в иную сторону — началось краткое правление последнего представителя династии св. Константина, известного в истории под именем Юлиана - отступника.

В царствование Юлиана (361-363) имеет место языческая реакция, которую В.В. Болотов ставит в зависимость от натуры самого императора и обстоятельств его жизни.

Юлиан был двоюродным братом Констанция[49] и после его смерти чудом уцелел в ходе ликвидации наследников – его пощадили в силу совсем юного возраста (около 7 лет). Юлиан получил параллельно христианское образование под влиянием Евсевия Никомидийского и классическое под руководством Мардония[50], знатока классической культуры. Будущий император с детства отличался склонностью к теургии, астрологии, а политическая обстановка вокруг Юлиана, который являлся претендентом на престол и всегда был под надзором, сформировала из него подозрительную, хитрую личность. Позже Юлиан был выслан императором в Никомидию, где особенно подвергся влиянию язычества[51]. Евсевий Никомидийский неосторожно рассказал Юлиану о чудесах, которые совершал язычник Максим – однажды, в его присутствии факел, находившийся в руках статуи одной языческой богини, загорелся сам собой. Юлиан тотчас отправился к Максиму, который произвел на него сильное впечатление. Около 350 года Юлиан слушал лекции в Афинах, где, по словам Григория Богослова, обучавшегося там в это время вместе со святителем Василием Великим, вел себя довольно замкнуто. Из Афин император Констанций назначил Юлиана на должность кесаря в Британию и Галлию.

После смерти Констанция Юлиан, к тому времени командовавший войсками в Галии и провозглашенный ими Августом, стал императором. Он проявил себя как языческий писатель, увлеченный греческой культурой и восточными культами[52]. Болотов приводит многочисленные примеры забот Юлиана о восстановлении язычества. Главной сложностью, с которой Юлиан столкнулся при осуществлении своих чаяний, была холодность и равнодушие самих язычников[53].

Прямыми репрессивными мерами Юлиана против христиан были:

· Отстранение их от общественных должностей.

· Стеснение их в получении классического образования.

· Лишение клира привилегий, дарованных св. Константином.

Косвенно Юлиан наносил вред кафолической церкви, разрешая многим справедливо сосланным, вернуться из ссылок[54], а, также, не наказывая язычников за их бесчинства против христиан[55]. Известны примеры и прямого насилия над христианами по почину императора, так, однажды, он поручил заложить камнями пещеру подвижника Дометия со словами «Если ты желаешь спасаться, то для чего собираешь народ? Проводи жизнь уединенную!»[56].

Вместе с тем, под действие указа Юлиана о возвращении христиан из ссылок распространялось и на православных епископов, и, в их числе - святителя Афанасия Александрийского, который незамедлительно вернулся в столицу Египта. За короткий период времени в 362 году он успел собрать собор, который вновь провозгласил Никейский Символ веры и имел важное значение для примирения никейцев и омиусиан. Совсем скоро Юлиан, оценив значение деятельности Афанасия для Церкви, снова сослал его.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал