Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Церковная иерархия.
Известные к этому времени три главных степени церковной иерархии – диаконство, священство и епископство – оставались практически без изменений и в последующий период. Здесь можно отметить, пожалуй, становление иерархичности внутри самих священных степеней - появляются вторые диаконы и пресвитеры, архидиаконы и архипресвитеры. Особо отметим, что диаконат, имея более низкую ступень в церковной иерархии, при этом имел часто гораздо более важное значение в решении различных административных вопросов[218]. Некоторым новшеством в окормлении паствы стало введение должности периодевтов – обходящих пресвитеров, которые заменили собой хорепископов в малых городах и селениях, начиная со второй половины IV века. Их обязанности можно сравнить с кругом забот современного сельского благочинного. Условия вступления в клир: богословское образование, нравственные качества и возраст кандидатов, вступающих в клир. От вступающих в клир обыкновенно требовалась «известная степень образованности и нравственная жизнь»[219]. Требования к уровню образования возникают в связи с активными догматическими дискуссиями того времени, в которых «епископ или пресвитер должен был чувствовать себя компетентным»[220]. Частым случаем было дополнение образования некоторым периодом монастырской жизни. Таким образом поступили святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, например. Вторым вариантом процесса воспитания могла быть жизнь в среде клира известного епископа. Кандидаты в священный сан поступали в клир еще в юном возрасте, проходя последовательно степени церковнослужения[221]. Особой известностью в смысле подготовки клириков пользуется в это время монастырь блаженного Августина, где он проживал вместе со своими подопечными по образцу апостольской общины[222]. Еще одним аспектом изучаемого периода является каноническое закрепление возрастного ценза для поставления в церковные и священные степени. Согласно 15 правилу Трулльского[223] собора иподиакон должен поставляться не моложе 20-ти лет, 22 правилу Карфагенского собора[224] – диакон – 25-ти лет, 11-му правилу Неокесарийского собора и 14 Трулльского[225] – пресвитер – 30 лет. Не имеем мы четких указаний на минимальный возраст епископа, однако знаем, что он должен поставляться после прохождения всех предыдущих степеней. Способ избрания: ограничение участия в нем мирян. Изначально прерогатива избрание клириков принадлежит народу вместе с самими клириками, но поверяется епископами смежных областей (позже митрополитом или патриархом). Перелом в практике избрания происходит в IV веке[226] - 13 правило Лаодикийского собора[227] (364 год) запрещает мирянам избирать лиц на священные степени. В это время влияние различных политических факторов, догматических споров и т.п. привело к тому, что императору часто приходилось наводить порядок в выборной процедуре. Ко времени правления императора Юстиниана I Великого практика выборов совсем отошла от теории, и император узаконил фактически уже сложившуюся систему, в которой места для народного избрания уже не оставалось[228]. Таким образом, епископа выбирали все епископы области и кандидатура его утверждалась правящим митрополитом. Пресвитеров и диаконов чаще всего избирал сам епископ, хотя во многих случаях – по представлению народа. Значительно большую степень участия народа в процессе выбора клириков мы находим на Западе. Процесс поставления в священную степень изменений не претерпел в диаконский и пресвитерский сан поставлял – епископ, самого епископа поставляли 2 или три епископа с согласия митрополита, а митрополита патриарх с епископами.
|