Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и история развития папского примата.






В Западной Церкви всегда находилась в исключительном положении Римская кафедра. Во-первых, в силу того, что Рим долгое время являлся столицей империи, а во вторых – по своему апостольскому происхождению. Со временем это привело не только к первенству чести этой кафедры, но и к открытым притязаниям ее епископов на единоличное главенство в Церкви, что выразилось в теории папского примата.

Для обоснования этого тезиса католические апологеты ссылаются на евангельские слова Иисуса Христа, сказанные ап. Петру: " Ты - Петр, и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 13-19); "...Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих" (Лк. 22, 31-32); а также на текст Ин. 21, 15-17, где Господь трижды вопрошает апостола Петра о любви к нему и повелевает пасти своих овец.

Указанные Евангельские места являются главными аргументами идеи примата Римского епископа, однако имеются и другие основания для ее утверждения:

· руководящая роль ап. Петра среди апостолов (Деян. 1, 15; 2, 14; 4, 8; 5, 3; 5, 8; 5, 29);

· основание ап. Петром Римской кафедры и смерть его в Риме;

· ссылка на традицию древней неразделенной Церкви среди пяти патриархов упоминать в богослужении Римского епископа первым, что якобы отражало признание первенствующей его роли.

Во многих спорных ситуациях папы пытались провести свою линию в качестве решения для всей Церкви.

Уже папа Стефан (254-257) в споре о перекрещивании еретиков, аргументируя свою правоту, впервые ссылается на свое преемство от ап. Петра. Указанный момент можно назвать первым официальным проявлением папского примата.

Взгляд на примат папы можно найти в работах святых отцов Церкви того времени, среди которых были и сами Римские папы. Так, Лев Великий (440-461) пишет: «Петр признан камнем Церкви только за свою особенную твердую веру, за свою личную добродетель»[239]. А вот блаженный Августин, объясняя одно из своих высказываний, говорит: «Я где-то сказал об апостоле Петре, что на нем, как на камне, построена Церковь; но я знаю, что после я часто понимал слова так, что камень, на котором построена Церковь, представленная Петром, - есть Христос»[240]. Вполне определенно бл. Августин понимает и символизм евангельского отрывка о ключах: «Если бы Петр не был символом Церкви, ему не было бы сказано: «дам тебе ключи Царства небесного». Когда Петр получил ключи, он знаменовал всю церковь»[241].

В эпоху догматических споров мы видим, что очень часто Рим занимает православную позицию, в то время как Восток подвергается еретическому заражению. В этих условиях папы всегда стремятся упомянуть о римской кафедре, как о хранительнице Православия, и подчеркивают при этом: «Всех этих соблазнительных явлений и не было бы совсем, если бы вы держались старого обычая - сначала обращаться к нам, a затем уж и делать постановления»[242].

Когда IV Вселенский собор своим 28-ым правилом даровал Константинополю, как Новому Риму второе место в списках кафедр, после Рима Старого, папа Лев Великий отверг это постановление, и оно никогда не признавалось Римской кафедрой в этой редакции.

В конце 869 года в Константинополе созывается собор с участием папских легатов. Этот Малый Свято-Софийский собор католиками считается VIII Вселенским собором. На первом заседании присутствовало всего 12 епископов, число которых затем возросло всего до 80[243]. Такое значение столь малочисленному собору Запад придает в потому, что на соборе папа потребовал от всех участников подписать особый документ – о признании верховной власти папы и преимущества Римской кафедры. Формулу подписали, но через 10 лет 383 восточных епископа в присутствии папских легатов отменили решения этого собора[244].

Тем не менее, с течением времени примат папы утвердился в католической Церкви, и даже был дополнен учением о непогрешимости папы в вопросах вероучения, когда он выступает как Римский первосвященник.

До настоящего времени папа носит титул: «Епископ Рима, заместитель Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, архиеписком и митрополит провинции Романии, суверен государства – града Ватикан, раб рабов Божих»[245].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал