Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос о браке и целибате духовенства.
Данный период характерен и введением правил относительно брачной жизни духовенства. С целью большего посвящения себя церковным трудам уже на Эльвирском соборе 306 года было постановлено о безбрачии духовенства. Правило это носило поместный характер. Однако уже на I Вселенском соборе была сделана попытка узаконить его во всей полноте Церкви. Против этого выступил в частности епископ верхней Фиваиды Пафнутий, сам девственник и аскет, что придало его голосу еще более авторитета. Его мнение, что с брачной жизнью клирики должны определяться до хиротонии было принято Собором[229]. Однако, такое положение вещей скоро перестало существовать на Западе. К середине V века многие западные соборы провели решения об обязательном безбрачии духовенства, из чего, однако, имелись исключения[230]. Вместе с тем, безбрачие епископов было закреплено императором Юстинианом, а в 692 году Трулльский собор окончательно утвердил церковную дисциплину Востока в этом отношении: 12-е правило[231] предписывало епископам вести безбрачную жизнь, а иподиаконы, диаконы и священники либо вступали в брак до посвящения в сан, либо теряли на это право (6-е правило). Реалии жизни духовенства в западной Церкви были таковы, что для клириков с VIII века учредили особый образ жизни – некое подобие монашеских орденов – клирики прихода должны были жить вместе в одном доме и иметь общий стол. Данные меры, тем не менее, не смогли предупредить многие негативные последствия целибата у западного духовенства и не стали повсеместными. Увеличение клира и новые церковные должности [232]. Умножение церковных должностей происходит по причине широкого вхождения Церкви в жизнь всего общества. В.В. Болтов приводит следующие степени клира того времени[233]. · Чтецы, кроме своего прямого предназначения, являвшиеся иногда представителями епископов на соборах. · Экзорцисты – в их обязанности входило чтение молитв над одержимыми и надзор за оглашаемыми. · Иподиаконы и аколуфы – спутники и помощники епископа. · Копианты (могильщики, копатели). К этой степени причислялись миряне, избранные епископом. Они готовили для погребения ниши в катакомбах. Отдельно следует упомянуть о диакониссах. Причиной учреждения этой степени В.В. Болотов называет разобщенность между мужским и женским полом, господствовавшую на Востоке[234]. Все это требовало определенную часть служения – наставление в вере, уход за больными из числа женского пола – поручать женщинам. Для этой церковной степени был установлен возрастной ценз в 60 лет (1 Тим. 5, 9), а позже – 40 лет (15 правило IV Вселенского собора). Старшая диакониса могла называться пресвитидой. Институт диаконис достаточно быстро отмирает на Западе, а на Востоке он известен до XII века. Кроме степеней клира в этот период умножаются также и церковные должности, не связанные со вступлением в клир, или подразумевавшие его. К таковым можно отнести параволанов – это должностные лица в Александрийской церкви, занимавшиеся уходом за больными и имевшие в силу этого значительные социальные льготы. Именно параволаны приняли участие в событиях, связанных с Разбойничьим собором 449 года, после чего вскоре их институт был упразднен. Кроме того, к этой группе относятся: · Эконом. Должность появилась в IV веке. В его обязанности входило заведование церковным хозяйством. На эту должность могли избираться любые клирики или даже миряне, имевшие необходимые способности. · Экдики – церковные защитники. Они также появились в IV веке и обычно назначались из диаконов или пресвитеров. Их служением было представлять права Церкви в светских инстанциях. · Хартофилаксы - хранители документов епархии. · Нотарии — скорописцы которые вели делопроизводство, связанное с судебным производством и церковным управлением. · Скевофилаксы — заведовали священными сосудами, а также облачениями и иной утварью начиная с VI века. · Сакелларии появились начиная со второй половины VI века, им была поручена церковная казна.
|