Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания и задачи






 

1. Составьте договор коммерческой концессии.

 

2. Сравните договор коммерческой концессии с договором довери-

 

тельного управления имуществом по следующим основаниям: понятие,

 

предмет, существенные условия, объекты, права и обязанности сторон,

 

изменение и прекращение договора, ответственность сторон за нарушение условий договора.

 

3. Корпорация «Пицца-Пицца», юридическое лицо по законодатель-

 

ству штата Делавэр (США), заключила с предпринимателем Ануфриевым договор коммерческой концессии. Согласно договору предприниматель получил право использовать фирменное наименование, деловую репута-

 

цию фирмы и товарный знак корпорации при реализации изделий хлебопекарной промышленности. Права и обязанности сторон договора определяются по российскому праву.

 

Ануфриев обратился в районную администрацию по месту житель-

 

ства и в Российское агентство по патентам и товарным знакам с заявлени-

 

ем о регистрации договора коммерческой концессии.

 

Администрация отказала в регистрации договора по следующим основаниям. Во-первых, договор коммерческой концессии должен регист-


рироваться по месту нахождения правообладателя, а не пользователя.

 

Во-вторых, стороны не предусмотрели в договоре условий о передаче пользователю документации и информации, а также консультировании пользователя и его работников по вопросам осуществления прав, предос-

 

тавленных ему по договору коммерческой концессии. Не была предусмотрена и выдача лицензии на товарный знак «Пицца-Пицца». Та-

 

ким образом, стороны не согласовали существенные условия договора коммерческой концессии, в силу чего договор считается незаключенным.

 

Российское агентство по патентам и товарным знакам сообщило,

 

что не может зарегистрировать договор о передаче права пользования товарным знаком, так как товарный знак «Пицца-Пицца» в агентстве не зарегистрирован.

 

Юридическая фирма, обслуживающая корпорацию «Пицца-Пицца»,

 

в ответ на запрос Ануфриева сообщила, что по законодательству штата Делавэр товарные знаки могут охраняться без специальной регистрации.

 

Регистрация же договора коммерческой концессии законодательством штата Делавэр вообще не предусмотрена.

 

Какие действия должны предпринять стороны в этой ситуации,

 

чтобы юридически грамотно оформить свои отношения? Проанализи-

 

руйте доводы администрации и Российского агентства по патентам и товарным знакам. Какие условия договора коммерческой концессии явля-

 

ются существенными? Какие правовые последствия наступают, если правообладатель утрачивает исключительные права на объект промыш-

 

ленной собственности, лицензия на который передается пользователю по договору коммерческой концессии?

 

4. Производственный кооператив создал мультимедийную развлека-

 

тельную программу для ЭВМ. Для распространения программы по запад-


 

ной схеме франчайзинга был разработан типовой договор коммерческой концессии.

 

Согласно условиям договора любой пользователь, уплативший единовременный платеж в сумме, эквивалентной 10 долл. США, приобре-

 

тал право самостоятельно использовать и распространять данную про-

 

грамму под фирменным наименованием кооператива. Таким образом,

 

любой законный пользователь (включая пользователей по договорам суб-

 

концессии) мог самостоятельно заключать договоры с другими лицами на условиях типового договора.

 

В рекламных материалах кооператива был указан телефон круглосу-

 

точной линии поддержки пользователей и разъяснялось, что поскольку программа для ЭВМ является объектом авторского права и охраняется без специальной регистрации, государственная регистрация договора франчайзинга не требуется.

 

В результате успешно проведенной маркетинговой кампании ком-

 

пьютерная программа получила широкое распространение в России и за рубежом. Сформировались многозвенные цепочки договоров фран-

 

чайзинга, в которых пользователь определенного уровня передавал концессию пользователю следующего уровня, а тот, в свою очередь, за-

 

ключал новые договоры субконцессии. В итоге пирамида пользователей компьютерной программы насчитывала до 20 уровней.

 

Как впоследствии было установлено экспертизой, при создании про-

 

граммы ее авторы допустили техническую ошибку. Вследствие этой ошибки произошел сбой компьютерной сети, управляющей сборочным конвейером крупного предприятия, принадлежащего АО «Корвет», кото-

 

рое в свое время приобрело программу для своего компьютерного класса.

 

Расходы на ликвидацию аварии и упущенная выгода от простоя конвейера составили сумму, эквивалентную 450 тыс. долл. США.


 

Поскольку лицо, которое непосредственно передало компьютерную программу АО «Корвет» по договору, не располагало достаточными сред-

 

ствами для компенсации убытков, АО «Корвет» предъявило соответствующее требование к кооперативу.

 

Кооператив отказался удовлетворить это требование, сославшись на то, что он не отвечает по обязательствам третьих лиц. Кроме того,

 

выручка, полученная за все время работы от распространения программы,

 

составляет лишь около 150 тыс. долл. США. К тому же кооператив счита-

 

ет, что заключенные им первоначальные договоры коммерческой концессии являются недействительными на том основании, что они уста-

 

навливали фиксированную цену продажи товара. Таким образом, все дого-

 

воры субконцессии также являются недействительными, и их нарушение не влечет гражданско-правовую ответственность.

 

Кто прав в этом споре? Возможно ли построение пирамиды из договоров субкомиссии? Несет ли правообладатель ответственность перед потребителями, с которыми заключает договоры вторичный пользователь?

 

5. ОАО «Сибойл» обратилось в суд с иском к ЗАО «Пегас» о рас-

 

торжении договора коммерческой концессии и взыскании убытков. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству было установлено, что ОАО

 

«Сибойл» (правообладатель) заключило с ЗАО «Пегас» (пользователь)

 

договор коммерческой концессии, согласно которому ЗАО «Пегас» при-

 

обретало право использовать фирменное наименование, фирменный стиль и товарный знак ОАО «Сибойл» при реализации нефтепродуктов на при-

 

надлежащей ЗАО «Пегас» автозаправочной станции (АЗС), а также при обслуживании на автоматической мойке, станции технического обслуживания автомобилей и кафе. В ходе исполнения договора выясни-

 

лось, что качество нефтепродуктов, реализуемых ЗАО «Пегас», значи-


тельно ниже качества продуктов, реализуемых на других АЗС сети

 

«Сибойл». Кроме того, АЗС закрывается в темное время суток, а согласно договору станция должна работать 24 ч. Качество обслуживания на АЗС и в кафе чрезвычайно низкое, что вызывает постоянные нарекания покупа-

 

телей. Указанные недостатки являются, по мнению ОАО «Сибойл»,

 

существенным нарушением договора коммерческой концессии. Непосред-

 

ственным поводом для обращения в суд стал репортаж о данной АЗС,

 

который был показан по местному телевидению в передаче «Все плохо».

 

В судебном заседании представитель ЗАО «Пегас» не оспаривал наличия указанных недостатков в работе АЗС, однако заявил, что в удов-

 

летворении требований о расторжении договора и возмещении убытков следует отказать. Поскольку договор коммерческой концессии не был за-

 

регистрирован органом, осуществившим регистрацию ОАО «Сибойл», он не вступил в силу и не может порождать правовых последствий.

 

Поддерживая иск, представитель ОАО «Сибойл» указал, что договор коммерческой концессии был зарегистрирован в Российском агентстве по патентам и товарным знакам и, таким образом, вступил в законную си-

 

лу.

 

Какое решение должен принять суд?

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Бондаренко, Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России / Ю.А. Бондаренко // Финансы. - 1999. - № 12. - C. 20-24.

 

2. Месяшная, Н.В. Что такое франчайзинг / Н.В. Месяшная // Осно-


 

вы государства и права. - 1999. - № 2. - С. 25-27.

 

3. Сосна, С.А. Франчайзинг. Коммерческая концессия / С.А. Сосна -

 

М.: Академкнига.-2005. - 375 с.


4. Суханов, Е. Агентирование. Доверительное управление имущест-

 

вом. Коммерческая концессия / Е. Суханов // Хозяйство и право. - 1996. -

 

№ 11. - С. 3-29.

 

5. Янушкевич, И.П. Коммерческая концессия (франчайзинг): Учеб-

 

ное пособие / И.П. Янушкевич.- М.: ИНИЦ Роспатента.-2000. - 62 с.

 

Тема 9

 

«ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ОДНОСТОРОННИХ СДЕЛОК И ИЗ ДЕЙСТВИЙ В ЧУЖОМ ИНТЕРЕСЕ БЕЗ ПОРУЧЕНИЯ»

 

 

Содержание

 

Односторонние сделки при наличии определённых фактов могут вы-

 

ступать основаниями возникновения гражданско-правовых обязательств.

 

К обязательствам из односторонних действий относятся: публичное обе-

 

щание награды, публичный конкурс, проведение игр.

 

Лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения

 

(или о выдаче иной награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в установленный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие

 

(п. 1 ст. 1055 ГК). Обязанность выплатить награду возникает при условии,

 

что обещание награды позволяет установить, кем она обещана. Лицо, ото-

 

звавшееся на обещание, вправе потребовать письменного подтверждения обещания. Если в публичном обещании награды не указан ее размер,

 

он определяется по соглашению с лицом, обещавшим награду, а в случае спора - судом.

 

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение ра-


 

боты или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с ус-

 

ловиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный кон-

 

курс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (ст. 1057 ГК РФ). Объявление о публичном конкурсе должно содержать, предусматривающие существо задания, критерии и по-

 

рядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок

 

и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок

 

и сроки объявления результатов конкурса. Лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в те-

 

чение первой половины установленного для представления работ срока.

 

Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен (ст. 1058 ГК РФ).

 

Договор об игре - это основанное на риске соглашение ее участников о получении одним или несколькими из них выигрыша в зависимости от наступления не известного заранее результата игры. Игра - это совокуп-

 

ность действий ее участников и организаторов. Выигрыш может выра-

 

жаться в предоставлении выигравшему как определенной денежной уммы, так и иных отчуждаемых объектов гражданских прав. Пари пред-

 

ставляет собой специальный вид игры, в котором участники делают противоположные друг другу прогнозы относительно наступления опреде-

 

ленного события, которое не связано с волей и действиями участников.

 

Предложение о заключении договора об участии в игре должно включать условия о сроке ее проведения, порядке определения и размере выигрыша.

 

Это предложение адресовано неопределенному кругу лиц и является публичной офертой.

 

Действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его лич-


 

ности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совер-

 

шаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоя-

 

тельствам дела заботливостью и осмотрительностью (ст. 980 ГК РФ).

 

Вопросы

 

1. Дайте понятие и назовите виды обязательств из односторонних

 

сделок.

 

2. Дайте понятие обязательства из публичного обещания награды.

 

3. Дайте понятие обязательства из публичного конкурса.

 

4. Дайте понятие обязательства из проведения игр и пари.

 

5. Дайте понятие обязательства из действий в чужом интересе без поручения.

 

6. В чем особенности исполнения обязательства из публичного обещания награды?

 

7. В чем особенности исполнения обязательства из публичного конкурса?

 

8.Каковы особенности обязательств из проведения игр и пари?

 

9. Каково содержание обязательств из проведения игр и пари?

 

10. Назовите виды действий в чужом интересе?

 

11. Каковы условия возникновения обязательств из действий

 

в чужом интересе?

 

12. Каковы особенности исполнения обязательств, возникающих из совершения действий в чужом интересе?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал