Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие «этнос».Стр 1 из 63Следующая ⇒
«Этнос» – греческое слово. Оно означает «народ» наряду с другими греческими синонимами, такими как (генос), («фюлэ»), (демос) и (лаос). Все эти слова – «этнос», «генос», «фюлэ», «демос» и «лаос» – имеют смысловые нюансы. «Этнос» – это одно из названий народа, постепенно ставшее научным термином. Греческое «этнос» близко к слову «этос», от которого образовано понятие «этика». «Этос» означает «нрав», «поведение», «мораль». Архаический древнегреческий корень «eθ», от которого образованы оба слова «этнос» и «этос», означал «населенную местность», «местность, в которой находится деревня или поселение», или «поселение сельского толка», но не город, так как город – это poliς, полис, производное от которого – «политика». Этнос – это органическое общество, находящееся на определенной территории и отличающееся общей моралью. Этнос – это простое общество, органически (естественно) связанное с территорией и скрепленное общей нравственностью, обычаями, знаковой системой. На русском языке в научный оборот термин «этнос» ввел Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939). Его определение: «Этнос есть группа людей, говорящих на од ном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладов жизни, хранимых и освященных традицией, отличаемых от обычаев других групп». Нравственное начало, мораль, является одной из существенных сторон этноса. Этнос основан на единстве нравов, синхронизме моральных оценок. В самом определении этноса и этоса заложена идея множественности этносов и множества этосов, множества нравов, множества моралей. Поэтому выражение «общечеловеческий этнос» лишено смысла, так как ему нечему противопоставить себя. Общечеловеческого этноса нет. Этнос всегда конкретен. Можно говорить о глобальном социуме в качестве искусственной социологической и политической конструкции, но о глобальном этносе говорить нельзя. В центре этноса, как и в центре нравственности, всегда лежит утверждение особой системы ценностей. Единство языка также является качественной особенностью этноса. Люди, говорящие на одном языке, живущие в одной и той же системе знаков, смыслов и значений, очерчивают особую местность в сфере идей, нравов, психологии, социальных отношений, которые их объединяют, интегрируют по культурному признаку. Этнос создает тем самым духовный мир, все участники которого пребывают в общем пространстве смысла. В истоке этноса всегда лежит миф. Например, тибетцы считают, что их предками были красные обезьяны и поэтому тибетцами являются те, кто считает себя потомками красных обезьян. У каждого народа – свои первопредки в культуре, и важно не то, был ли этот первопредок в действительности или нет: этого никто не знает. Важно: как, с какой степенью интенсивности этнос осознает и переживает свое общее происхождение (пусть чисто мифологическое). Этнос как открытая общность: Этнос можно поменять, потому что, признав иное происхождение, выразив верность иным первопредкам, заговорив на ином языке и приняв участие в иных ритуалах и обрядах, человек осуществляет акт этнической трансгрессии, переходит из одного этноса в другой. Человек способен интегрироваться в этнос. Этнос – сфера открытая. Даже самый закрытый и самый иерархичный этнос имеет пути, обряды и нормативные сценарии для интеграции в него. В этнос можно войти. Определение этничности (М. Вебер): этничность есть принадлежность к этнической группе, объединенной культурной однородностью и верой в общее происхождение
|