Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рихард Турнвальд: систематизация этносоциологических знаний
Турнвальд был основателем Института Этнологии Берлинского Свободного Института в 1951 году. Его главный труд «Человеческое общество в его этносоциолог. основаниях». Турнвальд предложил первую обобщ. сис-му полноценного этносоциолог. знания. «Жизненные формы» природных народов: типология этносов Самые простые типы обществаТурнвальд называет «природными народами», чтобы подчеркнуть их гармоничное соотношение с окружающей средой и относ. простоту их культур. «Природный народ» и есть собственно этнос или этническое общ-во, койнема. Турнвальд выделяет в границах простого общества («природных народов») три типа: 1. охотники и собиратели, 2. крестьяне и разводчики мелкого скота, 3. пастухи и разводчики крупного скота. Внутри каждого типа есть свои подтипы. Охотники и собиратели делятся на обитателей льдов, степей, лесов и вод; крестьяне и разводчики мелкого скота – на чистую форму (минимальная соц. стратификация), смешанную форму (средняя соц. стратификация) и сложную форму (развитая социальная стратификация); пастухи и разводчики крупного скота – на эгалитарные кочевые племена, стратифицированные кочевые племена и смешанные кочевые/оседлые общества. Основное деление этноса (койнемы) на три типа устанавливает прямую взаимосвязь между приоритетной хозяйственной ориентацией общества и его социологической структурой. Этнос может быть трех типов (по степени усложнения): 1) простейшим (охотники и собиратели), 2) обычным (крестьяне и разводчики мелкого скота), 3) усложненным (пастухи и разводчики крупного скота). Самое сложное из этнических обществ – смешанная кочевая/оседлая культура – уже несколько выходит за рамки этноса и может быть рассмотрена как первая фаза появления народа (лаоса) и его творений (чаще всего государства). «Жизненные образы» этнического общества» – сов-ть хозяйственных, символических, гендерных, обрядовых, мифологических, социальных практик и комплексов, соединенных в единую парадигму. Семья и хозяйство в простых обществах: «Простейшие» общества (охотники и собиратели) имеют преимущ. моногамные нуклеарные семьи, основ. на относ. паритете гендеров при гендер. разд. труда (мужчины более охотники, женщины – собирательницы). «Обычные» общества (крестьяне и разводчики мелкого скота) представляют широкий спектр семейного уклада – полигамию, полиандрию, зачаточный патриархат, матриархат с сохранением гендерного разделения труда при повышении хозяйственной роли женщины. В усложненных кочевых пастушеских обществах, как правило, доминирует жесткий патриархат, полигамия и утверждается отцовское право. Государство, культура и право в ранних формах дифференцированных обществ: Турнвальд использует формулу «природные народы» – «культурные народы» (под «культурными народами» понимая конкретно народы, имеющие гос-во, рационально оформленную религию или цивилизацию). «Природный народ» есть этнос. «Культурный народ» есть лаос. В основе государства Турнвальд, вслед за Ратцелем и Гумпловичем, полагает наложение друг на друга двух и более различных этнических групп. При этом наиболее устойчивые и фиксированные формы государства и цивилизации образуются там, где кочевые пастушеские племена устанавливают контроль над оседлыми крестьянскими общинами. Благодаря его фундаментальному труду этносоциология получила: 1. доскональное описание простого общества (этноса как койнемы), 2. четкое выделение внутри простого общества трех этносоциальных типов и соответствующих подтипов, 3. объяснение алгоритма «фазового перехода» от этноса к его первой производной (народу), то есть от недифференцированного (или слабо дифференцированного в случае усложненных этносов) общества к обществу с ярко выраженной дифференциацией,
|