Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые понятия этносоциологии.
Этносоциология устанавливает в своей сфере жесткую семантическую структуру и придает каждому термину только одно конкретное значение. Базовыми понятиями этносоциологической таксономии является цепочка: этнос – народ (лаос) – нация – гражданское общество – глобальное общество – постобщество. Каждый из этих концептов имеет строго определенное значение и смысл, не совпадающий ни с одним другим из перечисленных. Идентичность есть форма отождествления индивидуума, соц. группы или всего общ-ва с опр. самостоятельной структурой – цельной, собирательной или индивидуальной. Термин «идентичность» образован от латинского местоимения «id», «то». Структура идентичности основана на акте «идентификации», то есть осознанного или бессознательного действия, в ходе которого некто (индивидуум, группа или общество) производит утверждение «я (мы) есть то». Человек определяет себя, свое бытие и свой смысл через обращение к «тому» (id), вкладывает в «то» содержание, и обращает это содержание на самого себя. Базовой формой коллективной идентичности, свойственной всем типам обществ – от самых простых до самых сложных – является этническая идентичность. Это значит, что человек, отвечая на вопрос «кто я?», дает ответ: «я есть этнос». Особенностью этнической идентичности является ее предельная безличность. Этносоциология выделяет как койнему именно этнос, так как не существует самостоятельных обществ, которые имели бы масштаб меньший, нежели этнос. Койнема может иметь части и, более того, обязательно их имеет, но она не складывается из этих частей механически. Койнема голоморфна и целостна сама по себе, а ее внутренние членения являются свойствами ее организма. В этносе в качестве функциональных инстанций можно выделить род, клан и семью. Минимальная соц. ячейка этноса есть семья, состоящая из мужа и жены и их потомства (нуклеарная семья), а в нек. случаях в нее входят родители и родственники (большая семья). Типы семей бывают самыми различными – моногамными (один муж – одна жена), полигамными (один муж – несколько жен), полиандрическими (одна жена – несколько мужей). Структура семьи во всех обществах без исключения основывается на экзогамном принципе. Это зафиксировано в общем для всех типов обществ фундаментальном социообразующем запрете на инцест, то есть на браки между членами одной семьи.Экзогамный принцип семьи предполагает существование как минимум двух родов, без которых она невозможна. Объединение нескольких родов в этносоциологии и антропологии принято называть кланом. Кланы могут быть организованы различным образом: и как несколько родов, между которыми браки запрещены (тогда клан представляет собой расширенную модель рода), и как несколько родов, браки между которыми разрешены (тогда клан представляет собой этнос в миниатюре). Несмотря на то, что наличие кланов в этносе усложняет его структуру, оно не привносит в нее ничего существенного. Народ представляет собой социальную организацию общества, качественно более сложную, чем этнос.Этнос статичен. Лаос подвижен. Лаос представляет собой более искусственную, целенаправленную и организованную общность, нежели этнос. Лаос может быть уподоблен ополчению, то есть группе людей, мобилизованной для достижения какой-то исторической и чаще всего военной цели.В народе целостность этноса нарушается. Структура общ-ва качественно, на порядок, усложняется. Возникают соц. стратификация и выделение четких социальных групп. В народе уже есть классы и дифференцированные профессиональные и иные социальные градации. Начинается процесс разделения труда. Народ есть этнос, вступивший в историю. Вместо вечного возвращения, постоянного цикла, поддерживаемого мифом, возникают иные формы темпоральности. Самым ярким выражением этого является линейное время. Складывается институт рабства и практика наемного труда. Качественно меняется система мифов и обрядов. Они также дифференцируются по кастовому принципу. Если для этноса характерны сказки и мифы, то для народа – эпос. Специфика народа заключается в том, что в его основе лежит контакт как минимум двух этносов (как правило, намного большего их числа).В народе есть и коллективная и индивидуальная идентичность. Индивидуальная идентичность, однако, мыслится не как нечто всеобщее, а как нечто исключительное, как прерогатива героев, вождей, выдающихся личностей, обобщенно – элиты. Категория «народ» производит следующие формы: государство, религию, цивилизацию. Соотношение «этнос – народ» является реверсивным. Процесс возникновения народов из этносов, распада народов на новые этносы и снова возникновение народов и т.д. представляет собой систему исторических циклов. Нация – понятие строго политическое, неразрывно связанное с гос-ом, причем с конкретным гос-ом – совр. европейским буржуазным гос-ом Нового времени. Она трактуется как вторая производная от этноса. Нация есть общество качественно еще более сложное и дифференцированное, нежели народ. Если в народе существовали две модели идентичности – этническая и индивидуальная, то в нации нормативом становится только одна – индивидуальная идентичность, кот. распространяется на всех членов нации. В нации индивидуумами являются «торговцы», то есть третье сословие, а нормативно вообще все. Индивидуальная идентификация лежит в основе нации и выражается в конкретном правовом признаке – гражданстве. Элементом нации является гражданин данного государства. Эта форма идентичности является правовой, политической, строго фиксированной. Нация состоит из граждан, сов-ть которых является населением (демосом) – городским. Нация, в отличие от этноса не является органическим, а в отличие от народа – историческим сообществом, то есть зависящим от реализации проекта, выдвигаемого «героической» элитой. Нация задумана как чисто рациональное и договорное явление, а в самой идее договора заложена возможность его расторжения и заключения нового. Поэтому, теоретически, нация, распадаясь, порождает новые нации, на основании новых договоров с другой группой участников. Гражданское общество – это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования граждан без национального государства, то есть содержание без формы. Это общество мыслится как основанное исключительно на индивидуальной идентичности. ГО мыслится изначально выходящим за пределы нац. государств и противопоставляется им как формам организации, подлежащим постепенному упразднению. Форма агломеративной нац. идентичности должна уступить место идентичности исключительно индивидуальной. В опр. смысле «ГО» есть абстракция, так как эмпирически мы не знаем совр. общества, которое существовало бы вне государственности и было бы постнациональным. ГО предполагает то, что в конце концов оно обязательно станет глобальным. Поэтому мы можем рассмотреть глобальное общество как высшую форму общества гражданского, как его оптимальное и конкретное воплощение. Глобальное общество в своем становлении имеет следующие этапы. 1. Начинается оно с укрепления индивидуальной идентичности в рамках нац. государств. Это называется «демократизацией» и «соц. модернизацией». Далее достигшие высокого уровня демократизации и модерниз. государства-нации сливаются в одно наднац. образование, кот. превращается в основу постнац. демократического сверх-государства. Последней производной этноса будет постчеловеческое общество, или постобщество, представляющее собой ассоциацию киборгов, мутантов, клонов и машин.Развивается идея постчеловека, который должен прийти на смену человеку как индивидууму. Постчеловек – это концепт, продлевающий вектор дробления идентичности еще на один качественный уровень и предлагающий расчленить индивидуальность на составляющие.Сам человек осмысляется как машина, механизм, в функционирование которого можно вмешаться и его совершенствовать.
|