Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество.






Гражданское общество – это производная от нации. Оно основано на принципе индивидуального гражданства, но в отличие от нации, оно отрицает фиксированность структуры агломерации, то есть историческую оправданность (на современном этапе) гос-ва как политического (хотя и сконструированного, механического) целого.

Взятое само по себе, в отрыве от нации, ГО – это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования граждан без национального государства, то есть содержание без формы. Это общество мыслится как основанное исключительно на индивидуальной идентичности, по ту сторону всех форм идентичности коллективной – этнической, народной, сословной, религиозной и даже национальной.

ГО, т.о., мыслится изначально выходящим за пределы национальных государств и противопоставляется им как формам организации, подлежащим постепенному упразднению. Форма агломеративной национальной идентичности должна уступить место идентичности исключительно индивидуальной. И только тогда мы получим общество индивидуумов, где никаких форм коллективной идентичности не останется.

ГО как концепт есть «третья производная» от этноса. В определенном смысле гражданское общество есть полная антитеза этноса, так как все соотношения, структурные симметрии, ценности и формы идентификации между ними перевернуты. Гражданское общество – это такая социологич. модель, которая предполагает отсутствие этноса даже в глубинном, бессознательном измерении.

Реверсивность гражданского общества

Можно задаться теоретическим вопросом, а реверсивно ли гражданское общество? На этот вопрос мы не можем ответить однозначно, т.к. процесс создания ГО не завершен, и мы не имеем прецедентов, на которые можно было бы опираться. Единственно, что можно сделать по этому поводу, это проследить реверсивность предшествующих обществ, рассматриваемых с позиции этносоциологии. Этнос не исчезает до конца в народе и обнаруживается снова при распаде тех форм, которые исторически создает народ. Распад наций показывает, что и в нац. гос-ах этнический фактор и фактор народа до конца не упраздняются и снова могут стать важнейшей социальной формой идентификации. Т.о., реверсивность наблюдается на практике во всех феноменологически наблюдаемых формах. На этом основании можно предположить, что реверсивность является общим законом этносоциологии и распространяется на все типы обществ – как известных исторически, так и будущих, которым только предстоит реализоваться.

Поэтому можно осторожно сказать, что скорее всего гражданское общество, когда (и если) оно будет построено, также имеет перспективу перехода назад – к менее сложным этносоциологическим моделям – таким как нации, народы и этносы.

Глобальное общество как апофеоз гражданского общества

Если поместить концепт ГО в конкретный истор. контекст, мы увидим, что это общество не может не быть глобальным, сверхнациональным, постгосударственным. ГО предполагает то, что в конце концов оно обязательно станет глобальным. Поэтому мы можем рассмотреть глобальное общество как высшую форму общества гражданского, как его оптимальное и конкретное воплощение.

Глобальное общество в своем становлении имеет следующие этапы.

1. Начинается оно с укрепления индивидуальной идентичности в рамках нац. государств. Это называется «демократизацией» и «соц. модернизацией». Коллективная идентификация с нацией и, соответственно, с гос-ом постепенно уступает место строго индивидуальной идентификации. Демократические нац. гос-ва становятся всё более демократическими и все менее национальными.

2. Далее достигшие высокого уровня демократизации и модернизации государства-нации сливаются в одно наднациональное образование, которое превращается в основу постнационального демократич. сверх-государства. (Этот этап мы видим реализованным на практике в современном Евросоюзе).

3. Второй этап длится до тех пор, пока, наконец, все общества и государства не достигнут высокого уровня демократизации и не объединятся в единое мировое государство с единым мировым правительством. Граждане этого планетарного гос-ва Космополиса будут только гражданами мира, и сам статус гражданина будет полностью приравнен к статусу человека. Эта идеология получила название «права человека». Она подразумевает именно концепт глобального гражданства или глобального общества.

С социологической точки зрения следует обратить внимание на главный момент концепта глобального общества (как общества гражданского): это общество отрицает любую форму коллективной идентичности – этническую, историческую, цивилизационную, культурную, сословную, национальную и т.д. Реальное гражданское общество может быть только глобальным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал