Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обнаружение этноса в гражданском обществе
Теория ГО не имеет в себе вообще никакого этнического компонента или измерения. Оно создается строго после того, как нация и капитализм завершили свою работу по расчленению естественных коллективов и сословных структур, существовавших в иных типах общества. Нация есть аггломерат индивидуумов, но при этом она описывает себя как истор. «коллектив», не являясь таковым. ГО отменяет этот «симулякр» и призывает воспринять буржуазное общ-во таким, каким оно является по существу – как общество гражданское. Этнос исчезает задолго до появления ГО. Уже социально дифференцированная структура народа снимает этнос как основополагающую форму общ-ва, качественно и многократно усложняет соц. структуры. Но в народе еще живо этническое начало – особенно в народных низах, массах, которые продолжают оставаться этносом. Обнаружить этнос в народе относительно легко. Надо лишь посмотреть на его низшие страты. В нации все становится более проблематичным. Нация есть нечто, совершенно отличное от народа и, тем более, от этноса, но претендующее на то, что оно есть продолжение того же самого или даже то же самое. Согласно Энтони Смиту, этническое начало в нации присутствует «символически», на уровне интеллектуального концепта и искусственных символов. С другой стороны, не все нормативы нации по-настоящему воплощаются в реальности. Одно дело нормативно приравнять всех граждан к городской промышленной и торговой буржуазии, а другое – лишить жителей сельских регионов их социологических особенностей. Поэтому и в нации мы можем отыскать этничность – особенно в сельских районах или среди отд. этнич. групп, сопротивляющихся универсализации и дроблению, исходящих от нац. гос-ва. Этничность в буржуазных нациях найти трудно, но тем не менее можно – для этого надо обратить внимание на «символические» мифы буржуазного национализма и на отдельные процессы сельских общин. Кроме того, в культуре удерживаются многие признаки традиц. общ-ва – религия и цивилизация, а отношение к совр. нац. гос-ву в низах вполне может продолжать отношение масс к гос-ву традиционному. В ГО этнический срез упраздняется. Самые отделанные уголки слабо заселенных территорий включ. через развитие транспорта, коммуникаций и сетевых технологий в единое информац. пространство. Это пространство активно завершает работу буржуазии по расчленению естественных и историч. коллективов, дробит идентичность до уровня эгоцентрумов, «идиотес». И на сей раз в этот процесс вовлекается все население (не только городское, но и сельское). Но чем более агрессивным является стремление искоренить этнос окончательно, тем живее проявляется протест этнических глубин общ-ва. Этнос в такой ситуации выступает уже не сам по себе, но как общий вектор сопротивления глобальным стратегиям ГО.
|