Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чистки элиты и «антисемитизм» Сталина
К «национальной политике» часто относят и этническую подоплеку устраиваемых Сталиным чисток внутри коммунистической партии, то есть политической элиты большевиков. Здесь следует разделять два периода: 1937 год, который стал переломным для большевистской элиты первого призыва (Ленинской гвардии) и эпоха 1947-1953 гг., когда было создано государство Израиль, что повлияло на отношение Сталина к евреям. В период 1937 года сталинские чистки были направлены против первого поколения большевиков, которые стали в СССР ядром правящего класса. Сталин избавляется от зависимости от «старых большевиков», чтобы основать единоличную модель монархического типа правления. Никакого специфически этнического момента здесь не прослеживается. Другое дело, что значительный процент элиты «старых большевиков» состоял из евреев, что автоматически влекло за собой высокий процент евреев среди жертв сталинских чисток партийной верхушки. Однако едва ли со стороны Сталина это было проявлением осознанного «антисемитизма». Второй этап чисток, известный по «делу врачей», начатому Сталиным незадолго до своей кончины, имел более выраженный этнический характер. Созданное в 1947 г. на Ближнем Востоке государство Израиль как зримое выражение религиозных чаяний еврейского народа, рассеянного по разным странам мира, по возвращению на «землю обетованную», заставило многих евреев, в том числе и советских, делать выбор между лояльностью этому новому мессианскому образованию и тем секулярным формам «эсхатологии» (коммунистической или либеральной), которым они были преданы в прежних условиях, когда восстановление Израиля было исторически проблематичным. Подозрительный Сталин разглядел в энтузиазме советских евреев в отношении Израиля признак нелояльности и стал предпринимать в отношении них репрессивные меры, повторяющие те, которые ранее применялись против других этносов, заподозренных в недостаточной верности государству. Если суммировать «национальную политику» Сталина, то мы видим, что она не имеет ничего общего ни с буржуазным представлением о нации (где речь идет об индивидуальном гражданстве), ни с социализмом, где индивидуальная идентичность сочетается с классовым признаком. Сталин организовывал, сортировал, репрессировал, перемещал, «наказывал» и даже истреблял этносы в духе стратегии классических империй, заинтересованных в обеспечении своей безопасности, не утруждая себя соответствием тем или иным идеологическим или гуманистическим нормам. Сталин поступал с этносами (и в элите, и в массах) так, как это было выгодно государственной безопасности и укреплению территориального единства, в его понимании. Это еще раз подтверждает, что в случае СССР мы имели дело именно с традиционным обществом, упорно желающим при этом выдать себя за что-то, чем оно не являлось даже в самом общем приближении. Этнические чистки, переселения этносов, и даже этноцид, не назывались своими именами, но описывались с помощью искусственных и не соответствующих реальному положению дел репрезентаций.
|