Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические аспекты мотивации труда. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Для описания мотивационного процесса в экономике и менеджменте принято использовать модели (теории) мотивации, которые условно могут быть проклассифицированы следующим образом: - традиционные, основаны на использовании концепции «кнута и пряника» в отношении материального стимулирования работников. Основоположниками данной теории являются: Генри Гант, Фредерик Тейлор, Генри Форд. Суть теорий сводится к тому, что для высокой мотивации работников к труду необходимо: · Четко нормировать и организовывать труд; · Переходить к сдельным формам оплаты труда, не снижая сдельной ставки; · Формировать еденные для всех работников условия материальной мотивации; · Компенсировать «рутину» повышением заработка. Слабые стороны данных теорий: · Основной упор сделан на материальное стимулирование; · Не учитывается внутренняя мотивация; · Единый подход к мотивации любых работников. - содержательные, основаны на рассмотрении отдельных потребностей (мотивов), которые направляют деятельность индивида. Перечислим самые яркие из них: · Теория иерархии потребностей Маслоу; · Двухфакторная теория мотивации Герцбега; · Трехфакторная модель Мак-Клелланда; · Х-, У-теории Мак-Грегора; · Типологическая модель Герчикова; · Система патологических показателей Рамперсада. Остановимся подробно на теории мотивации А. Маслоу (1954 г.). В основу теории лег принцип иерархичности интересов людей. Он предложил следующую классификацию потребностей человека: 1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, потребность в сне и отдыхе); 2. Потребность в безопасности – это обеспечение стабильности, защиты, свободы от страха; 3. Потребность в принадлежности и любви, выражается в таких понятиях, как семья, друзья, общение; 4. Потребность в признании реализуется через уверенность, престиж, статус, внимание окружающих, славу; 5. Потребность в самоактуализации – это стремление человека реализовать, заложенный в нем потенциал. Изменение первоочередных потребностей идет по линии от низших к высшим. По мере удовлетворения низших потребностей (физиологических) приоритеты человека направляются на реализацию интересов стоящих выше в предложенной иерархии. Проблемные области теории А. Маслоу: · В реальности потребности более высокого ранга могут подавлять потребности более низких ступеней иерархии; · «Удовлетворенная потребность не может рассматриваться как мотив», а в теории Маслоу фигурируют только потребности; · Группы потребностей не подвергаются детальной оценке; · Отсутствует связь с внешними условиями хозяйственной деятельности индивида; · Всеобщее навязывание возможности самоактуализации, может оказаться неоднозначной, если человек имеет большие амбиции в плане удовлетворения потребностей низших уровней. - процессуальные, рассматривают мотивацию, как процесс и сосредоточены на том, как меняется процесс и результат мотивации под воздействием отдельных факторов (например, справедливости или ожидания). Основоположниками в создании этих теорий выступили: Портер-Лоулер, В. Врум (Теория Ожиданий), С. Адамс.(Теория Справедливости). Их вклад в развитие исследований мотивации в следующем: · Теория Портера-Лоулера и теория Врума дали толчок к осознанию управленцами необходимости повышения уровня определенности результата как важного фактора повышения эффективности труда. · Интересно и внимание к наличию обратной связи, при которой уже полученный результат и справедливость предшествующего вознаграждения, способны оказать влияние на мотивацию к будущей работе. · Теория С. Адамса обращает внимание на крайне важную проблему обеспечения справедливости стимулирующих мер.
3.2. Анализ основных показателей системы материального стимулирования в ООО «Автотехцентр РУС-ЛАН» В автотехценре система материального стимулирования основных групп работников ведется с учетом KPI (ключевых показателей эффективности). Это показатели деятельности подразделений предприятия, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии. Проанализируем основные показатели системы материального стимулирования на примере основных работников: 1. Менеджер по продаже автомобилей. СТРУКТУРА ОТЕ (ОТЕ = заработная плата на целевом уровне): ОТЕ состоит из двух частей: ОТЕ = ОКЛАД (16%) + ПЕРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ (84%) Оклад – 12 000 руб. Переменная часть – в зависимости от результатов продаж ПЕРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ: Таблица 2
КРИТЕРИИ ВЫПЛАТЫ ПЕРЕМННОЙ ЧАСТИ KPI 1 - Выполнение индивидуального плана по продаже автомобилей - согласовывается ежемесячно руководителем отдела Формула расчета: сумма бонусов за продажу а/м (табл. 2) * К выполнения плана по продаже а/м
Бонус за проданный автомобиль: Таблица 3.
Коэфициенты выплаты бонуса по KPI-1 Таблица 4.
KPI 2 - Выполнение индивидуального плана по валовому доходу: план по реализации минус себестоимость а/м минус % банков по кредитам за не ликвидные а/м (распределяются пропорционально между менеджерами отдела) - согласовывается ежемесячно руководителем отдела Сумма бонуса – 15000 руб. Критерии выплаты бонуса: Таблица 5.
KPI 3 - Выполнение плана по продаже дополнительного оборудования (аксессуары + работа) - согласовывается ежемесячно руководителем отдела Сумма бонуса – 10000руб. Критерии выплаты бонуса: Таблица 6
KPI 4 - Выполнение плана по СSI (согласно внутреннего обзвона) - определяется приказом генерального директора на период Сумма бонуса - 7000 руб. Критерии выплаты бонуса: Таблица 7.
2. Механик слесарного цеха. Механику слесарного цеха устанавливается окладно-премиальная система оплаты труда: Оклад – 15000 рублей. Премия за выработку зависит от количества выработанных нормо-часов по закрытым заказ-нарядам за отчетный период * на фиксированную ставку стоимости нормо-часа для сотрудника (согласно категории). КРИТЕРИИ ВЫПЛАТЫ: Таблица 8
*-присваивается на основании профиля механика, согласно квалификации ФГР[5].
3. Менеджер по страхованию и кредитованию. СТРУКТУРА ОТЕ (ОТЕ = заработная плата на целевом уровне): ОТЕ состоит из двух частей: ОТЕ = ОКЛАД (30%) + ПЕРЕМЕННАЯ ЧАСТЬ (70%) Оклад – 10000 руб. (30% от ОТЕ) Переменная часть – (70% от ОТЕ) Таблица 9
Размер и критерии выплаты бонусов: KPI-1. Выполнение плана по доходу отдела по страхованию и кредитованию (определяется бюджетом). Сумма бонуса – 20000 руб Критерии выплаты бонуса: Таблица 10
KPI 2 - Выполнение плана по доле кредитования автомобилей клиентов через Банк-партнер (определяется целевым соглашением с банком) Сумма бонуса - 13000 руб. Критерии выплаты бонуса: Таблица 11
Из вышеприведенных показателей материального стимулирования основных групп работников, можно увидеть, что при окладно-премиальной системе оплаты труда, доля премиальной части значительно больше, оклада. Премиальная часть завязана на материальных и количественных показателях работы подразделений, и чем выше эти показатели, тем выше размер премии. На приведенных выше примерах очень хорошо видно, как мотивация влияет на размер стимулирование.
|