Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюрреализм. Основные принципы. Поэзия А. Бретона.






Ключевые фигуры: Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Антонен Арто.

Андре Бретон – лидер школы («римский папа» сюрреализма), ему характерны деспотия, тоталитарность, уверенность в своей идее.

История школы:

1816 – фронт 1мир.войны. Бретон и Арагон знакомятся с Аполлинером – возникает интерес к новаторской революционной поэзии. На рубеже 10-20х годов – Арагон + Бретон + Туара – складывается школа дадаизма. Середина 20х – раскол в дадаизме.

В 1924 – окончательное оформление сюрреализма, серия манифестов.

1919 – произведение «Магнитные поля» (Бретон и Сухо). По жанру определить очень трудно. Впервые – сюрреалистическая манера.

Конец 1923 – окончательный личный разрыв с Туара. В начале 30х школа начинает распадаться. Сюрреализм зародился именно в литературе, позже распространился на остальные искусства (в т.ч. на кинематограф).

Сюрреализм использует разрушение для прихода к сюрреальному. Очевидно бунтарское, сюрреалистическое начало – революционное. Сверхреальное для сюрреалистов связано с бессознательным. Бретон использует теорию и методы Фрейда при работе с бессознательным. Для этого нужно разрушить всё разумное, всё бытовое, привычное. Надо выйти к тому, что является к нам через сны, галлюцинации. Здесь бессознательный мир объявляется сюрреалистами как нечто реальное, даже сверхреальное. Реальность более реальная, чем явь. Бессознательное является истинной реальностью. Явь – фиктивна.

Бытие человека определяется принципом удовольствия и принципом реальности (не все желания мы можем выполнить).

Сознание – механизм контролирования желаний. Для этого вырабатываются социальные и этические нормы и принципы. Необходимо всё разрушить, отказаться от социальных догм, разрушить личность, сознание и другое. Тогда можно прийти к абсолютной свободе, истинной реальности.

Модель художника – фрейдистский ребёнок, дочеловеческий; эротическое начало.

Второй вариант модели художника – сумасшедший, в нём не срабатывают механизмы управления сознанием. По Фрейду ребёнок на все свои желания реагирует в яви. Большинство желаний реализуется в его фантазии. Воображение – из бессознательного. Авангард апеллирует к хаосу (модель хаоса – психическое бессознательное). Принцип свободы оборачивается одержимостью. Методы раскрепощения сознания – для высвобождения бессознательного. Метод сюрреалистов – автоматическое письмо (поэт начинает записывать поток мыслей, без связи; цель – избежать логики и разумного).

Установка авангарда, цель – новизна.

Соединение несоединимого – своеобразная философия сюрреализма. Это отражает то, как на самом деле феномены существуют в мире бессознательного. Мир бессознательного – мир тотального единства, поток грёз без границ и разделений. Всё сливается в зыбком и неопределённом потоке грёз.

Это мир тотальной метафоры (перенос и соединение). Метафора здесь – новое качество – сблизить можно всё со всем (единство всего со всем). Знаки есть, предметов нет. Знаки обозначают другие знаки. Ещё один метод – коллективное письмо (текст создаётся коллективно, но без согласования).

Есть выход сюрреализма в мир общеполитической практики. Бретон тяготеет к теориям Троцкого, к теориям нового радикального коммунизма (идея перманентной революции – революции во всём и всегда). Сюрреализм оказывает влияние и на прикладные дисциплины. Подчиняющее воздействие на бессознательное.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал