Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В поисках утраченного времени» М. Пруста. Поэтика. Роман потока сознания.
Субъективная модель реальности ведёт к распадению образа человека. В импрессионизме образ человека распался. Единой личности нет. Человек состоит из миллионов маленьких «я», мгновений – мгновение умирает и умирает маленькое «я». Единство личности возможно только в мире ценностей. Единство мира возможно только в мире этики. Экспрессионизм – кризис ценностной триады. Здесь – только красота, только эстетическое восприятие реальности. Жизнь может быть оправдана только как эстетический феномен. Философия Пруста Главный метод познания реальности – интуиция. Разумные средства познания реальности признаются неадекватными. Живое и реальное – неповторимое, уникальное, всегда новое. В неповторимом – суть. Жизнь – всегда тайна. Но она постижима, т.к. мы сами являемся её частью. Являясь частью жизни, мы можем понять её. Подлинно живое, настоящее – чувствующее, любящее, душевное измерение реальности. Здесь – отзвуки философии мировой души. Мы – часть реальности. Все границы и разделения – продукты рационального. Всё связаны в некое сверхъединство. Жизнь такого рода предстаёт как некий поток (река, которая постоянно новая). Между личностью и миром – единый поток. Истоки – философия Пруста. Импрессионизм тяготеет к лирическим миниатюрам. Пруст пишет 7томный роман (переживания, чувства, имеющие смысл только в контексте данной истории). Роман Пруста – субъективная эпопея. Формула «роман потока сознания» - на смену классическому роману. Это эпохальная большая художественная форма. Для структуры романа потока сознания характерно: -отсутствует фабула (нет сюжетной целеустремлённости; есть только то, что значимо для внутренней истории), связь между впечатлениями – свободно-ассоциативна. -отсутствует объективная модель реальности (повествование – от 1го лица главного героя по имени Марсель (так же как и автора); перед нами – 7томный монолог от 1го лица, от лица героя). -распад личности героя (есть только поток ощущений, впечатлений). Перед нами – мир без поступка. Герой подменяет сознание. Это подкрепляется ещё и особенностями личности героя. Герой, по своим свойствам, не способен на поступок. Марсель по соц.положению – рантье (человек, живущий на проценты с капитала) – выходец из средне-богатой буржуазии, как и Пруст. Человек только потребляет и воспринимает. Здесь – тематика трат (трата денег, трата времени). Герой сам мучается от своей неполноценности. Здесь – целая школа чувств и восприятий для читателей. Пруст пишет ясным классическим литературным языком, но читать его очень сложно (слишком насыщенно). Цель Пруста – обратное целостное собирание личности. Роман ставит не только художественные задачи, но и экзистенциальные. Наша жизнь состоит из множества переживаний и впечатлений. Есть ли связь с принципиальным, существенным. Такую связь и пытается найти Пруст. Нужно вернуть ценности, чтобы обрести единство личности. Проект Пруста – поиск оснований для ценностей. Критика расхожих представлений о ценностях. В нас что-то должно произойти, чтобы мы соприкоснулись с красотой, мудростью. Только в нас есть корни ценностей. Мы любим не за объективные качества. Путешествие Пруста в глубинные тайны внутреннего «я». Требуются категории героического и прозаического мира. Война – следствии того, что все люди прекратили собственные духовные поиски ценностей. Ключевая категория – категория понимания. Понимание – независимо (за нас никто не поймёт). От человека зависит – не пропустить те моменты понимания, которые были. Если мы не понимаем, тогда место нашего «я» занимает что-то другое, тогда начинают действовать какие-то другие механизмы. Наша жизнь без понимания – будет миром неправильности, недовольства собой. Препятствия к пониманию: лень, страх и надежда (Мамардашвили). Это те категории, которые останавливают понимание. Категория времени – определяющая, заглавная. То, что может остаться случайным и ненужным – это необходимо связать с существенным, с вечным. Действует две модели вечности: одна признаётся ложной, другая – истинная. Первая модель – бесконечная жизнь, вечность как остановившееся мгновение. Достаточно одного мгновения, но необходимо прожить его по-настоящему. Поток сознания это: 1. объект описания, то, что описывается модернистами, именно в нем с точки зрения модернистов сосредотачивается жизнь человека; 2. это новое художественное средство, оказалось, что традиционными художественными средствами внутреннюю жизнь человека описать невозможно, писатели модернисты разработали новый художественный прием, технику потока сознания, это новый прием организации текста. Этот прием может быть использован в любой эстетической школе, он нейтрален, и это не принадлежность одного только модернизма (например, модернист Кафка этим приемом не пользовался, а реалист Фолкнер использовал). Сознание человека дискретно. В нем выделяются несколько слоев: рацио, это там, где действуют законы логики, далее идет подсознание, где все пульсирует, там как бы нет связи между явлениями, но там нет логических связей, там действуют законы ассоциативного мышления, то есть все связано по закону ассоциаций. Это все в модернистской литературе активно используется. Пруст для характеристики сознания Марселя строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует изысканную, развитую фантазию героя. Мышление Марселя очень сложное, ассоциативное. Его поток сознания это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Все это мы можем узнать из бесконечной вязи повествования, лексически и ритмически организованной. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания. При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Наша память — это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Астрономическое время повернуть вспять невозможно, но, благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново, вспомнив его, в нас как бы вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания, таким образом, богат нашим прошлым, поэтому так сложно организован поток жизни, текущий в нас, в нем буквально соединены настоящее и будущее, это так же можно показать только новыми художественными средствами.
|