Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С И СТ0М Ы • .--•.- и и 6 страница




Теоретический уровень политического сознания — это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Он выступает как система идей и представлений, выработанных на основе научного осмыс­ления всей совокупности фактов и явлений, относящихся к социально-политической сфере общества. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное " представление о закономерных существенных связях и от­ношениях социально-политической действительности. Со­держание политического сознания на теоретическом уровне закрепляется в форме научных понятий и категорий, а также социально-политических теорий, учений, концепций и доктрин. О понятиях и категориях как элементах поли­тологического знания речь шла в первом разделе учебника. Поэтому здесь приведем лишь общее определение полити­ческих теорий, учений, концепций и доктрин. Теория (от греч. theoria — наблюдение, исследование) в широком смысле слова — это комплекс идей, понятий и принципов, объясняющих какой-либо класс явлений. В бо­лее узком смысле теория есть высшая, опытно обоснованная, логически непротиворечивая система знания, дающая це­лостное представление о существенных свойствах, законо­мерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной об­ласти реальности. Соответственно и политическая теория выступает как наиболее целостное, в высокой степени достоверное, сис­тематически развиваемое знание о существенных связях и закономерностях, присущих политической действительно­сти. Развитая политическая теория (наука) — это не просто механическая сумма достоверных знаний о политических явлениях и процессах, она содержит в себе определенный механизм построения этого знания, раскрывающий логиче­скую зависимость одних его элементов от других, одних категорий и понятий от других. Сформированная на основе обобщения общественной практики, политическая теория является наиболее совершенной формой научного обосно­вания практической политической деятельности. В качестве примера такого внутренне систематизированного знания о политической действительности можно рассматривать по­литологию как научную и учебную дисциплину. Политические или социально-политические концепции, учения и доктрины по сравнению с теорией являются более узкими по своему предмету и менее глубокими по уровню обобщения формами отражения политической действитель­ности. Например, политическая концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — это определенный спо­соб понимания, трактовки какого-либо политического яв­ления или процесса, основная точка зрения на тот или иной вопрос общественной жизни. Этот термин употребля­ется также для обозначения ведущего замысла в полити­ческой деятельности. Социально-политическое учение есть совокупность теоретических положений о какой-либо обла­сти явлений социально-политической действительности. В некоторых случаях учением называют систему социально-политических воззрений того или иного мыслителя (напри­мер, учение Платона, учение Макиавелли, учение Маркса и т. д.). Политическая доктрина (лат. doktrina — учение) чаще всего выступает как более или менее последовательно изложенная концепция, совокупность взаимосогласованных принципов подхода к рассмотрению политических явлений и к организации политической деятельности. Доктрина не­редко служит средством борьбы за власть, интеграции чле­нов политического движения. Термин «доктрина» иногда употребляется и для обозначения политических взглядов, для которых характерны оттенки схоластичности и догма­тизма (откуда выражения «доктринер», «доктринерский», «доктринерство»). Подчеркнем, что было бы ошибочным полагать, что свое социально-политическое бытие люди осознают только в форме понятий, категорий и законов научной теории, а также идей, постулатов и принципов теоретической кон­цепции или политической доктрины. Этот процесс осуще­ствляется и посредством представлений обыденного соз­нания. В противном случае было бы невозможным участие в политическом действии широких масс людей, не имеющих соответствующей теоретической подготовки. Однако только на уровне научной теории возможно отражение политиче­ских явлений и процессов в их целостности и взаимосвязи. И только идейно-теоретическая концепция, т. е. система­тизированная сумма социально значимых идей и представ­лений, может явиться мобилизующим факторов серьезных политических действий. Политическая Мы уже знаем, что в содержательном идеология отношении политическое сознание включает в себя также идеи и пред­ ставления, в которых различные группы людей осознают свои политические интересы и устремления. Этот элемент политического сознания принято называть политической идеологией. Рассмотрим более подробно смысл данного по­ нятия. Термин идеология (от греч. idea — мысль, замысел и logos — слово, понятие) ввел французский ученый Дестют де Траси (1754—1830). В самом широком смысле им обо­значается система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также со- держатся цели (программы) социальной деятельности, на­правленной за закрепление или изменение (развитие) дан­ных общественных отношений [96. С. 206]. Понятие политическая идеология имеет более узкий и специфический смысл. Это — относительно систематизи­рованная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений — индивиды, социальные группы, классы, нации, общество — осознают свои политические позиции и интересы и кото­рыми они оправдывают свои политические устремления. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что именно в функ­циональной зависимости содержания политической идеоло­гии от интересов и действий общественной группы (например, социального слоя, класса, нации) состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она пред­ставляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительно­сти, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы или общности, интересы и действия которой, данная идеология обслуживает. Непременным компонентом политической идеологии яв­ляется исторически и социологически обоснованная поли­тическая программа. Иногда понимают программу как систему запланированных действий и целей, как «доку­мент», «источник», содержащий описание данных действий. На наш взгляд, политическую программу следует понимать гораздо шире. Она формулирует общественные цели, идеалы и ценностные ориентиры, а также определяет пути и спо­собы их утверждения. Такая программа включает в себя также систему установок, императивных требований к по­ведению своих сторонников, благодаря чему идеология рас­пространяет свое воздействие не только на щнтеллек-туальную, но и на волевую сторону сознания. Политическая программа, таким образом, есть конкретизация идеологии по уровням, направлениям, принципам, средствам и мето­дам действия. Следует отметить, что в обыденном употреблении тер­мину «политическая идеология» зачастую придается иро­нический смысл. Начало этой традиции положил в свое время Наполеон, который назвал своих политических про­тивников «идеологами», обвиняя их в том, что под маской радужных идей они скрывают свои истинные интересы. И ныне многие люди понимают идеологию как ложные, ил­люзорные представления, противоречащие здравому смыс­лу, реальным потребностям жизни. Это связано с тем, что в политике нередко эксплуатируются идеи, оторванные от практических вопросов общественной жизни, действитель­ных интересов различных социальных слоев. Но это обсто­ятельство никак не упраздняет роли идеологии в политической жизни. Это место никогда не бывает вакан­тным, и сегодня оно тоже заполняется новыми политиче­скими представлениями. Другое дело, что обыденное сознание не сразу впитывает в себя новую идеологию, и потому у некоторой части граждан создается иллюзия от­сутствия таковой. Таким образом, политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политического действия. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в си­ стему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без таким образом понимаемой идеологии не может существовать ни­ какое политическое движение, ни одна политическая пар­ тия, вне зависимости от своих высказываний по данному поводу (имеются в виду появляющиеся время от времени разговоры о «деидеологизации» политической жизни). Специфика Природа и социальная действитель- и функции социально- НОсть как объекты научно-теоретиче- политических теорий ского познания радикально ОТЛИЧнЫ. Природа — такая действительность, которая существует сама по себе стихийно и независимо от людей, а социальная действительность — плод творчества людей. Общественная жизнь — это прежде всего опреде­ ленные взаимоотношения между людьми, она буквально слита с целями, устремлениями и интересами людей. По­ этому в отличие от естественнонаучного знания, содержание которого зависит лишь от технологии его производства, социальное знание опосредовано прежде всего политиче­ скими устремлениями людей. Осмысление ими обществен­ ной действительности всегда переплетается с представле- ниями о том, какой она должна быть. Следовательно, нет и не может быть такой социально-политической теории, концепции или доктрины, которая была бы гносеологически чистой и идеологически нейтральной, т. е. лишенной какой бы то ни было связи с теми или иными интересами соци­альных групп. В этом состоит их специфика по сравнению с естественнонаучными теориями, которые в идеологическом отношении нейтральны. Данной особенностью социально-политических представ­лений обусловлено их многообразие. Трудно даже просто перечислить все социально-политические идеи, теории, кон­цепции и доктрины, которые существовали в прошлом или присутствуют в современном мире. Среди них, несомненно, следует назвать социалистический идеал общественного ус­тройства, социально-политические идеи консерватизма, ли­берализма, анархизма, революционной демократии, разнообразные религиозные социальные доктрины, которые будут рассматриваться в последующих темах курса. Все они в той или иной мере отражают интересы определенных социальных групп и потому не совпадают, конкурируют и конфронтируют друг с другом. Вместе с тем нельзя сказать, что между перечисленными идейно-политическими воззрениями, совершенно нет ничего общего. Напротив, все они включают в себя положения, которые однозначно трактуются представителями различ­ных теоретических школ. Любая социально-политическая теория, концепция или доктрина содержит в себе какую-то совокупность научных знаний. Однако каждая конкретная идейно-политическая конструкция из множества имеющих­ся научных истин включает в себя только такие, которые могут быть полезны в практической деятельности той груп­пы лиц, интересы которой она обслуживает. Поэтому нам представляется бессмысленным говорить о научности ка­кой-либо одной социально-политической теории и ненауч­ности других. Однако о степени научности той или иной системы социально-политических представлений говорить можно, и эта степень определяется тем, в какой мере научные знания отвечают интересам носителей данной со­вокупности взглядов и идей. Таким образом, в содержании любой социально-полити- 8 Зак. 140 ческой теории, концепции или доктрины синтезируются результаты как научного познания социальной действитель­ности, так и субъективного осознания людьми своих инте­ресов, политических позиций и устремлений. В силу этого социально-политические теории выступают в качестве су­щественного элемента политического процесса. Они выпол­няют в нем две функции: познавательную и мобилизующую. Первую из этих функций политические идеи и представления выполняют в той мере, в какой они характеризуют социальную действительность так, как она есть. Одновременно, намечая общие направ­ления развития общества, формулируя проблемы социаль­ной деятельности, а также в некоторой степени прогнозируя будущую картину социальной жизни, социально-политиче­ские теории играют мобилизующую роль, способствуют консолидации деятельности людей, придают ей смысл и общую направленность. Однако обе эти функции социально-политических теорий не следует переоценивать. Поскольку все социально-по­литические воззрения функционально связаны с интересами тех социальных групп, которые их разделяют, то в интер­претации политической действительности они имеют тен­денцию к ее искажению. Что касается их мобилизующей функции, то важно помнить, что недостаточно выдвинуть пусть самые верные и научно обоснованные идеи: главней­шая проблема всегда — реализуемость этих идей, объек­тивная возможность их претворения в жизнь. Даже самые привлекательные идеи и систематизирующие их теории, концепции и доктрины, по сути, не могут сделать больше того, что позволяет сама социально-политическая действи-* тельность. В конечном счете в истории реализовывались те идеи, которые выражали жизненные потребности реальной социальной силы, подлинные общественные нужды. Типы политического Понятие «тип политического сознания» сознания используется для характеристики су­ щественных особенностей отражения в сознании различных категорий людей политических явле­ ний и связанного с этим своеобразия их отношения к политической действительности. Такое своеобразие закреп­ ляется в политических позициях, занимаемых различными субъектами общественных отно­шений и проявляющихся в тяготении к специфическому или постоянному политическому поведению. Здесь важно подчеркнуть момент повторяемости, в ходе которого только и могут проявиться истинные политические воззрения и убеждения людей, реальный уровень и характер их по­литического сознания. Нет иного способа выявления осо­бенностей политического сознания людей, кроме анализа их реального политического поведения. Все многообразие идейно-политических убеждений и по­зиций людей можно классифицировать по различным ос­нованиям, позволяющим выделить наиболее характерные черты их политического сознания, В литературе чаще всего встречается типологизация по следующим основаниям: по социально-классовому составу участников политики, исходя из того, что политическому сознанию определенных соци­альных групп присущи специфические черты; по привер­женности людей к тем или иным общественным идеалам и ценностям; по характеру отношения различных групп к институтам государственной власти; по предрасположенно­сти людей к тому или иному способу деятельности в области политики; по особенностям эмоционально-психологических переживаний, связанных с ходом политических процессов. Разумеется, можно назвать и другие основания для типо-логизации политического сознания. Укажем на наиболее часто встречающиеся типы политического сознания. В марксистской литературе традиционно выделяются сле­дующие типы классового политического сознания: буржу­азное, мелкобуржуазное и пролетарское. Однако в нынешних условиях эта типология представляется несколь­ко упрощенной. Прогресс производительных сил, научно-техническая революция внесли коренные изменения в социальную структуру общества. Резко возросла доля лю­дей, занятых в науке и культуре, технике и организации производства, просвещении, здравоохранении, в сфере уп­равления и обслуживания. Это привело к более тонкой идентификации и переплетению интересов различных со­циальных слоев, что находит соответствующее отражение и в их политическом сознании. В зависимости от приверженности людей к определенным общественным идеалам и ценностям политическое сознание может быть: либеральным, выдвигающим в качестве при­оритетов в политике принципы свободы индивида; консер­вативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей; социалистическим, ори­ентирующимся на приоритет в политике принципов кол­лективизма, социального равенства и справедливости; интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь общих интересов и целей народов; нацио­налистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другими, при­знании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций. Очевидно, что идейные убеждения людей весьма и весьма разнооб­разны, и поэтому дать исчерпывающий перечень типов политического сознания по этому критерию невозможно. В литературе встречается также типологизация полити­ческого сознания в зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как полити­ческому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех со­циальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В данном случае говорят об этатистском (от фр. etat — государство) типе политического сознания, ори­ентирующемся на активное участие государства в обще­ственных процессах, в том числе и в сфере экономики. Однако всегда имеется какая-то часть людей, которая, на­против, скептически относится к государству или вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (от греч. anarchia -5, безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное ре­гулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства. В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и, следовательно, к способам организации политической жизни можно выделить демократический, авторитарный и тоталитарный типы политического сознания. Первый ориентируется на принципы и нормы демократических форм политической жизни, второй — на неограниченную власть одного лица, третий — не только на неограниченное гос­подство, но и на полный контроль властвующего субъекта (отдельной личности или группы) над всеми сторонами жизни общества. Каждый из указанных типов политиче­ского сознания встречается в различных обществах и среди различных субъектов политических отношений. В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть консервативным (ориентирующимся на сохра­нение прежних общественных порядков), радикальным (ориентирующимся на коренные, решительные преобразо­вания), реформистским (ориентирующимся на осуществ­ление социальных изменений путем реформ) и революционным (ориентирующимся на осуществление рез­кого скачкообразного перехода от одного качественного со­стояния общества к другому). Следует иметь в виду, что тот или иной тип полити­ческого сознания в чистом виде встречается редко. В дей­ствительности в сознании и поведении одного и того же субъекта политических отношений может одновременно проявляться несколько типичных черт. Например, один и тот же человек по своим идейно-политическим позициям может быть и социалистом и революционером, другой в этр время является и социалистом и реформатором и т. д. Заметим также, что все возможные типичные черты по­литического сознания проявляются на различных его уров­нях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. К примеру, анархистские позиции может занимать человек, рассужда­ющий о политических явлениях на уровне обыденного со­знания, и человек, разбирающийся в сложнейших поли­тических теориях и доктринах. Необходимо подчеркнуть и то, что существует и про­является политическое сознание как результат синтеза всех его составляющих элементов. Это означает, что у каждого носителя оно существует не в чистом виде как по критериям форм и уровней проявления, так и по признакам типоло-гичности. Все его слагаемые находятся в сложном диалек­тическом взаимодействии. Реальное политическое действие предполагает наличие представлений о политической дей­ствительности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Без научного осмысления законов, которым под­чиняется политическая жизнь, практическая политика не­эффективна и бесперспективна. А без собственного эм­пирического опыта субъектов деятельности нет должного доверия к положениям теоретической концепции и пред­ложениям политической программы. Из этого следует, что в структуре политического сознания требуется некоторая мера соответствия элементов теоретического, эмпирического и обыденного уровней отражения, определенная взаимо­увязка положений концепции и данных жизненного опыта. Таким образом, политическое сознание выступает как важнейший фактор политических отношений. В этом своем качестве оно имеет различные уровни и формы проявления, характеризуется множественностью типичных черт, выпол­няет определенные функции. 8.2. Политическая культура «политическая Политика как деятельность, тем более как профессия, предполагает опреде­ленную культуру, технологию осуще­ствления такого рода деятельности. Однако в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представ­ляет собой политическая культура. В частности, некоторые авторы насчитывают более 30 ее определений. Сам термин «политическая культура» впервые был введен в оборот не­мецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744-5. 1803). Подходить к рассмотрению данного понятия целесооб­разно на основе предварительного уяснения более общего понятия — культура. Этот термин имеет латинское про­исхождение, и изначальный его смысл — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Авторы фи­лософского энциклопедического словаря культуру опреде­ляют как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [96. С. 293 ]. Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, в которых закрепляются и передаются от поко­ления к поколению достигнутые результаты деятельности людей в различных областях общественной жизни. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по ре­гулированию своих отношений в рамках политически ор­ганизованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру, т. е. политическая культура есть исторически сложившиеся, относительно устойчивые политические пред­ставления, убеждения и ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения, проявляю­щиеся в действиях субъектов политических отнощений. Данное определение сопроводим кратким пояснением. Здесь принципиальное значение принадлежит термину «сте­реотип». Мы исходим из имеющего методологическое зна­чение положения о том, что в делах культуры достигнутым надо считать то, что вошло в быт, привычки людей. Поэтому политическая культура включает в себя не все политическое сознание и политическое поведение, а усвоенные представ­ления, навыки, умения, которые типичны, характерны для данных социальных субъектов. Она как бы образует матрицу политического процесса, «отливающую» сознание и пове­дение его субъектов в устойчивые, воспроизводимые на протяжении определенного исторического периода формы. Как было замечено, существуют различные подходы к определению политической культуры. В политологической литературе особое значение придается результатам иссле­дования данного вопроса, полученным американскими со­циологами Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политической культуры принято считать классической. При­ведем ее для сравнения и полноты изложения: «Полити­ческая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политиче­ских действий и придающая им значение» [111. С. 308]. Нетрудно убедиться, что данное определение не расходится в своей сути с тем, которое приведено выше, хотя и ак­центирует внимание на субъективной стороне изучаемого явления. Таким образом, понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Если с помощью первого раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, то с помощью второго показывается, как феномены самого политического сознания реализуются и закрепляются в об­ разцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оце­ нок, ориентации людей и норм, навыков, образцов их политического поведения. Совокупное действие этих эле­ ментов политики и задает качественную определенность и устойчивость мышлению и деятельности ее субъектов. Носители В качестве носителей политической культуры выступают субъекты полити- ческих отношений: личности, социаль­ ные группы, классы, нации, общество, а также институциональные субъекты власти. Политическая культура общества — это преимущест­венно политическая культура доминирующих социальных групп. Она отражает главным образом интересы, обще­ственное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем по­литическая культура общества несет на себе печать исто-^ рических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследован­ных от прошлого. Складывающаяся в обществе политическая культура по ходу исторического развития приспосабливается к социаль­ным, в том числе классовым интересам, носитель которых занимает в политической системе господствующее положе­ние. Со сменой приоритетов в общественном развитии, обусловленной выдвижением на первый план иных соци­альных интересов, доминирующая политическая культура претерпевает определенные изменения, которые, однако, не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае затрагиваются глубоко укоренившиеся политические стереотипы. Политическая культура личности формируется под воз­действием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы по­литического мышления, ориентации и поведения, свойст­венные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, пси­хологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженно­сти определенным ценностям, степени гражданской актив­ности, в стиле поведения. Структура В политической культуре отражается политической широкий комплекс свойств, присущих культур процессам и явлениям политической сферы общества. В частности, в ней интегрируются определенные политические знания, ценно­ стные и идеологические принципы, волевые и эмоциональ­ ные политические установки, традиции и нормы политического действия, институциональные формы и иные привычные средства достижения политических целей. Сле­ довательно, политическая культура имеет многокомпонен­ тный характер. По крайней мере, в ее структуре можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ, cognitive — познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенче- ский. Когнитивный, или познават^ельно-лнформационный, элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее харак­терные для той или иной социальной группы типичные, укоренившиеся представления о разных аспектах полити­ческой жизни общества: о политической системе и ее от­дельных институтах; о политическом режиме, механизме елзсти и управления; о принятии решений и их реализации; с носителях властных полномочий; о собственном месте в -итической жизни, компетентности и эффективности уча- стия в политической деятельности. Словом, в качестве ког­нитивного элемента политической культуры выступают ус­тойчивые стереотипы политического сознания во всех его формах и проявлениях. Стереотипы политического сознания могут носить ха­рактер теоретических обобщений либо существовать в форме обыденных представлений. Во всех случаях источниками их формирования выступают как правдивая информация, так и непроверенные факты, слухи и дезинформация. Од­нако независимо от того, являются ли сложившиеся по­литические представления правдивыми или ложными, со­ответствующий носитель политической культуры руковод­ствуется ими в своей деятельности как истинными. Устойчивые политические представления весьма существен­ным образом влияют на развитие политического процесса, они являются необходимой предпосылкой его определенно­сти, последовательности и предсказуемости. Нормативн о-о цепочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного ин­дивида политические ценности, нормы, цели, идеалы. Нор­мативно-оценочный компонент политической культуры является своеобразным эталоном, по которому данный со­циальный субъект дает оценку существующим политиче­ским отношениям, ходу политического процесса, выносит вердикт о их соответствии или несоответствии своим соци­ально-политическим нормам, целям и идеалам. Содержание и направленность устойчивых ценностных ориентации обус­ловливают место политических явлений в жизни личности, группы, общества. Эмоциональн о-п сихологический компонент политической культуры составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в политических процессах. К таким чувствам и переживаниям можно отнести, например, жаж­ду социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоциональные чувства и психо- логические переживания составляют неотъемлемую сторону политического сознания и поведения. Сопровождая прак­тически любые проявления социальной активности субъекта «направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регулирования политических отношений. Раз­витая политическая культура предполагает формирование у ее носителей устойчивых стереотипов в области эмоций, чувств и переживаний.

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал