Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деловой этикет






3.1. Этикет: понятие, структура, разновидности и функции

 

Деловой этикет – это форма делового общения, которая помогает ориентироваться в повторяющихся стандартных ситуациях. Знание делового этикета способствует овладению мастерством межличностных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики. Деловой этикет включает в себя целый ряд правил, составляющих основу кодекса поведения, принятого в среде хорошо воспитанных людей.

В основе этикета служебного общения лежит обычный речевой и поведенческий этикет. Для данной системы правил уместным будет все, что принято в обществе, за исключением, разумеется, тех особенностей общения и поведения, которые связаны с досугом, культурой отдыха и другими нюансами. В основе этикета служебного общения – прагматичные (полезные) нормы деловой коммуникации.

Этикет: понятие и содержание

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этикету.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту и на улице, в гостях и на различного рода мероприятиях: приемах, переговорах и т.д.

Этикет слово французского происхождения от французского «этикетка» со времен Людовика ХУ1, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении людей считать общепринятым, а что нет. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует;

– это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, внешний вид и одежда.

Таким образом: этикет – это

· стандарт поведения, манера поведения;

· более или менее ритуализированная форма осмысленного общения, выраженная в форме вежливости и учтивости;

· внешняя культура поведения людей;

· компонент общения, регулирующий его эффективность.

Этикет характеризуется «тремя К»:

К одификация;

К анонизация;

К ультурное предназначение.

Области применения этикета: повседневное общение, в дипломатической, военной, спортивной, научных сообществ, политической, профессиональной и других областях.

Содержание этикета: признание и поддержание значимости человека, с которым завязывается контакт, выраженное в форме вежливости и учтивости (предупредительности).

Когда возникает этикет? На этот вопрос нет единой точки зрения.

Одна точка зрения. Этикет возникает в первобытном обществе. Этикет так же как и ритуал уподобляется магическому акту. Шаблоны поведения формируются через действия, заклинания, ограничения и запреты (табу). Этим объясняется и зачастую нерациональность некоторых положений в этикете. «Нельзя» невозможно объяснить рационально, скорее объяснением служит – «так принято» (т.е. не подлежит никакому рассудочному акту, принимаемое к исполнению на веру).

Другая точка зрения. Этикет возникает во Франции времен короля Людовика ХУ1.

Скорее всего, возникает лишь слово, вошедшее для обозначения внешней культуры поведения, но сама культура этикета была задолго до этого периода.

Третья точка зрения. Этикет возникает в цивилизованном обществе. Но и этикет, и религиозный культ вырастают из единых источников: мифологического сознания первобытного человека. Молитвы, восхваления, прославления в религиозном культе так же служат общению, как и светские ритуалы – обнародование законов, открытие памятников, торжественное возложение цветов, свадебные и похоронные процессии. Этикет возникает на основе того, какую значимость люди придают друг другу, и с усложнением социальной организации усложняются и формы этикета. Нам эта точка зрения кажется наиболее убедительной.

Этикет зависит от многих факторов, которые являются в первую очередь социальными: от пола, возраста, от личных способностей, квалификации, усвоения культурных стереотипов и норм, индивидуальных качеств личности, от титулов, званий, социального статуса, от пола, возраста и т.д.

Функционально этикет определяется через его роль в общественных отношениях и связях и через предназначение его в обществе. Чем более сложной во времени становится социальная организация, тем более возрастает роль этикета. Этикет функционально связан с различными формами духовно-практического освоения действительности.

Функции этикета:

· этнические;

· политические;

· юридические;

· религиозные (конфессиональные);

· профессиональные;

· дипломатические;

· спортивные;

· эстетические и др.

По степени ритуализации поведения выделяется несколько разновидностей этикета:

1. Повседневный этикет – наименее строгая разновидность этикета, допускающая варианты в выборе стиля поведения. Стандартные ситуации повседневного характера: знакомство, встреча, беседа, прощание, повседневное застолье. Особое значение придается времени и месту общения, полу, возрасту, социальному положению, степени знакомства, времени суток, обстановке.

2. Окказиональная этикетная процедура (случайный, неожиданный, непреднамеренный) – примером может служить «прием гостя».

3. Праздничный этикет – карнавальный тип. В нем повышается статус некоторых этикетных атрибутов, например подарков ко дню рождения, одежды и т.д.

4. Церемониал (амбивалентная форма символизации общественной жизни) – этикетность достигает высшего предела, вплоть до того, что требуется сценарий проведения церемониала.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение этикету. деловому этикету.

2. Назовите и охарактеризуйте области применения этикета.

3. Когда возник этикет в обществе?

4. Какие разновидности и функции этикета Вы можете назвать?

5. Назовите разновидности этикета по степени ритуализации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал