Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Служебный этикет
Этика приказа и просьбы – важные понятия служебного этикета. Это требования представления некоторой ситуации или выполнения определенного действия. Разница между ними лишь в степени категоричности. Приказная форма, жесткий стиль требования оправданы в экстремальных ситуациях. Приказ – синоним администрирования. Чем жестче отдан приказ, тем более он навязывает лишь один вариант исполнения, лишает возможности проявления инициативы. Тем более недопустима форма приказа, сопровождаемая угрозой наказания. Приказ неуместен всегда и везде, где можно обойтись просьбой. Наиболее индифферентная форма, подходящая к большинству служебных ситуаций – поручение. Соответственно, поручение трансформируется в просьбу, если его содержание выходит за пределы обычных служебных обязанностей. Этика благодарности и комплимента. В основе благодарности – внимание к успехам подчиненных и своевременность поощрения. Вовремя похвалить, отметить прогресс, повышение показателей – значит больше стимулировать к работе. Лучше не наказывать вообще, чем не заметить успеха. В благодарности и поощрении соблюдаются нормы общепринятого этикета. Формой поощрения могут служить так называемые «золотые слова». Это не прямое, а косвенное поощрение - комплимент. Но здесь существует несколько простых правил: · - комплимент должен содержать лишь один смысл, отражать только положительные качества, без намека на что-либо; · - комплимент не должен быть гиперболизацией (чрезмерным преувеличением); · - нужно обойтись без дидактики, без навязывания, нажима, наставнических деклараций, расхожих штампов, общих сентенций; · - должен содержать выражение собственного мнения, оценки. К косвенному поощрению можно отнести комплимент как выражение некоторого преувеличения личных и деловых качеств человека. Это создает в психологическом отношении доверие, симпатию, привлекательность (аттракцию), психологическую дозу внушения. С одной стороны – образование положительных эмоций, а с другой - потребность подтверждения. Этика наказания – элемент служебного этикета общения. Здесь речь идет не столько об эффективности наказания (выговора, порицания, взыскания, штрафа и т.д.), сколько о наказании как элементе служебного общения. Наказание должно быть, прежде всего, заслуженным, соответствовать по своему уровню ответственности, степени проступка, глубине последствий и мере осознанности. Идеология наказания – выговор или взыскание – должны служить исправлению недостатков, а не отрицательной эмоции, направленной на вас. Нужно добиваться, чтобы отрицательная эмоция была направлена на осуждение проступка.
|