Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт как проявление стресса
Конфликт как проявление стресса – весьма частые причины возникновения конфликтов. При этом в состоянии стресса может быть один или несколько участников предконфликтной ситуации. Кроме того, стрессы могут накапливаться и у всех членов группы в результате, например, тяжелых условий жизни и труда. Термин «стресс» (восходит к английскому «stress») - напряжение и означает совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). В основе стресса – перегрузка нервной системы. Коммуникативные конфликты, межличностные столкновения часто служат причиной психотравм. Стресс – кратковременное расстройство нервной системы, проходящее само собой, когда исчезает раздражающий фактор. Они наблюдаются в жизни практически у каждого человека. В организационной системе можно предотвратить конфликты, вызывающие стрессы, следующими организационно-управленческими действиями: 1. «Сделай ясными роли!» – строго следи за соблюдением инструкций сотрудниками. 2. «Сформулируй единую для всех цель!» – определение для отдельных подразделений, членов группы в течение определенного периода четких целей. 3. «Дай выход чувствам!» – внимательное выслушивание жалующегося, эмоциональная поддержка, но не обязательно согласие; просьба объяснить все детально. 4. «Выслушай поочередно» – пресекаются любые попытки очернительства; вызов обоих «на очную ставку», объявление своего решения: в пользу одного или не в пользу обоих. 5. «Метод эмоционального возмещения» – найти в конфликтующем хорошее и указать на это. 6. «Авторитетный третий» – передача доброго мнения одного о другом через третье авторитетное для обоих лицо. 7. «Обнаружение агрессии» – предоставление возможности выразить неприязнь друг к другу в замаскированном виде: игры, диспуте, соревновании. 8. «Принудительное слушание оппонента» – принуждение к добросовестному выслушиванию аргументов друг друга. 9. «Обмен позициями» – предложить высказать претензии от лица противоположной стороны. 10. «Зеркало» –записать ссору на магнитофон. 11. «Напоминай о премии» – напоминай о строгой системе санкций: поощрений и наказаний. 12. «Обсуди на собрании» – опирайся на поддержку группового мнения. 13. «Прими волевое решение за конфликтующего!» 14. «Прими первичные методы наказания». 15. «Перевод» – предупредить и развести конфликтующих по разным подразделениям. Контрольные вопросы 1.Что называется стрессом? Назовите его причины. 2.Почему стрессы могут быть следствием деструктивного решения конфликта? 3. В организационной системе как можно предотвратить конфликты, вызывающие стрессы? 4. Как связано деструктивное разрешение конфликта и страх? 5. Обоснуйте отличие коммуникативных конфликтов от других. 6. Дайте образцы (примеры) различных способов разрешения конфликтов.
|