Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №1






Социология

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

 

Для студентов всех форм обучения по направлениям: 140400«Электроэнергетика и электротехника», 190702 " Организация и безопасность движения", 280700 «Техносферная безопвсность», 151000 «Технология машин и обрудования», 190600, 190500«Эксплуатация транспортных средств и машин», 151600 «Математическое и компьютерное моделирование», 230200 «Информационные системы», 151000 «Бытовые машины и оборудование», 210300 «Радитехника», 210400 «Телекоммуникации», 230400 «Информационные системы и технологии»

 

Составитель: к.с.н., доцент В.Н. Белогорцев

 

Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на 2011/2012 – 2015/2016 уч.г. на заседании кафедры СТ.

Протокол № 1 от 10.09 2011 г.

 

 

Шахты 2011

 

Лекция №1

Тема: Социология как наука.

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического развития.

3. Функции социологии.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, эмпирическая социология, теоретическая социология, теория среднего уровня, фундаментальная социология, прикладная социология.

 

1. Начиная с древних времен люди пытались объяснить своё поведение и повседневную жизнь посредством теоретических моделей. Своё концентрированное выражение этот интерес к обществу и месту человека в нём получил в науке «социология».

Социология является не только наукой, но и своеобразным способом мышления, способом изучения людей, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы с самых различных точек зрения, исследуя многочисленные срезы связей и отношений между людьми.

Термин «Социология» - производное от двух слов: латинского слова «societas» - общество и греческого «logos» - понятие, учение. Исходя из этого американский социолог Дж. Смелзер определяет социологию как науку об обществе. Однако данная характеристика является слишком общей, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, историей, политологией, социальной психологией, этнографией, экономической теорией и т.д.

Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо выделить собственную область её исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии как науки.

Объект: В качестве объекта социологического познания принято считать совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социология? По определению российского социолога Г.В. Осинова, «Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или особенностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся с их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы (общности) – независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды, оказывая воздействие друг на друга, способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет науки – логическое описание объекта, избирательности которого определена предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не является результатом исследовательских действий, не может быть определён столь же однозначно, как объект. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений по разному подходили к определению предмета социологии.

Так основоположник социологии, французский учёный Огюст Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе, которая может применять для изучения общества те же методы, что используются для изучения природы. Другой французский социолог Эмиль Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом «социальное» у него означало «коллективное». Поэтому предметом социологии он считал изучение коллективного во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога Макса Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. поведение, по И. Веберу, ориентировано на ту или иную реакцию других индивидов.

В марксизме предметом социологии является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов - личностей, социальных общностей, социальных институтов.

В современной учебной и научной литературе можно найти множества различных, а иногда и диаметрально противоположных определений предмета социологии. Мы же запишем следующее определение, которого и будем придерживаться: «Предмет социологии – это познание ассоциированных (совместных) форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций».

 

2. Структура социологического знания.

Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: 1) по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта; 2)по форме (по методам и источникам получения); 3)по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: а) содержательный; б) формальный; в) функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют I)предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразий), II) метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т.д.).

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:

1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.

2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью, и т.д. Их теоретико-методологический базис — общесоциологическая теория.

3. Конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях.

По уровню обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию.

Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая — на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень — это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщениями формирования первичных теорий.

Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая — стремится дать как можно более точное описание собранных данных.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию.

Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология — на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная — призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.

Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку — социологию.

 

3. Функции социологии.

Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обус­ловливает множество выполняемых ею социальных функций.

Теоретико-познавательная — функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества? Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Это могут быть знания об основных социальных проблемах развития современного общества или информация о процессах, происходящих в разных его сферах, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, невозможно обеспечить эффективное управление.

Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа. В рамках данной функции выделяют:

а)Функцию социального контроля, исполнение которой, предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.

б)Прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса.

в) И, наконец, функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов.

Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования доведением людей, а также инструментом формирования определенных.стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические идеи Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии. Труды Франсуа Вольтера, Жан-Жака Руссо сыграли преобразующую роль во Франции. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацизма и Третьего рейха в Германии.

Просветительская образовательная функция. Социология — это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет её изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает споры.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал