Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №5. Тема: Социальные группы и общности






Тема: Социальные группы и общности

1. Понятие «Социальная общность». Типы общностей.

2. Социальная группа и квазигруппа.

3. Классификация социальных групп.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: социальная общность, социальная группа, квазигруппа, толпа, аудитория, социальный круг, малая группа, большая группа, ингруппа, аутгруппа, первичная группа, вторичная группа

 

1. Общество как целостная система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, одним из важнейших типов которых являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения. В общности объединяются люди, имеющие схожие социальные условия жизни, одинаковые функции и обусловленные ими статусы, социальные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

Общности отличаются, огромным разнообразием видов и форм. По количественному составу они могут быть небольшими и объединять в себе лишь нескольких людей, но могут быть и весьма многочисленными (например, международные политические или экономические движения). По продолжительности своего существования общности могут быть кратковременными и долговременными. Плотность связей между индивидами в общностях также различна: одни общности могут представлять собой тесно сплоченный коллектив или организацию, другие — весьма расплывчатыё, аморфные образования. Помимо этого, социальные общности можно классифицировать на основе их базового системо - образующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Сложная совокупность признаков позволяет подразделять все общности на два широких подкласса: массовые и групповые.

Для массовых общностей характерны следующие черты:

1. Структурная нерасчленённость, аморфность, размытость границ, неопределённость качественного и количественного состава, отсутствие строго обозначенного принципа вхождения в них.

2. Ситуативный способ существования. Массовые общности образуются и функционируют на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне неё, а потому являются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованиями.

3.Разнородность состава, межгрупповая природа. Эти общности разрывают классовые, групповые, этнические и иные границы.

4. Вследствие своей аморфности они не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц.

Типичным образцом массовых общностей можно считать участников широких политических (например, антивоенных) и экологических движений, поклонников эстрадных звезд, болельщиков спортивных команд.

Второй подкласс общностей представлен групповыми общностями. Поскольку они полностью противоположны массовым, то для них характерны следующие особенности:

1. Органический характер. Они целостны, обладают внутренней структурой, а также определенным качественным и количественным составом.

2. Способность осуществлять многообразные виды деятельности.

3. Выраженная однородность состава.

4. Способность входить в более широкие общности в качестве структурных единиц.

Примерами групповых общностей могут служить различные трудовые коллективы, политические партии. Классификация групповых общностей осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей. На основе этого принципа выделяют социальные, демографические, этнические, региональные и прочие группы.

2. Социальная группа и квазигруппа.

Понятие группы является одной из базовых категорий социологии. Широко распространена точка зрения, согласно которой не каждая общность является группой. В. Харчева придерживается точки зрения, что группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы, с точки зрения других. Таким образом, он выделяет три основные черты групп: взаимодействие, членство, идентичность и рассматривает их как групповые общности.

На основе приведенных выше определений можно заключить, что социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. То есть существуют два необходимых условия для того, чтобы некоторую совокупность индивидов считать группой:

• наличие взаимодействий между ее членами;

• появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов

Любую социальную группу от другого объединения индивидов отличает наличие взаимодействий, определенной сплоченности и контроля за ее деятельностью.

Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученые выделяют ряд сообществ, которые получили название квазигрупп.

Квазигруппы имеют следующие отличительные черты

1. Спонтанность образования.

2. Неустойчивость взаимодействий.

3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо однонаправленность связей, совместных действий.

Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего трансформируются, либо распадаются, либо развиваются до уровня социальных групп.

Выделяют 3 основных вида квазигрупп: аудиторию, толпу и социальный круг. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

1. Аудитория. Под аудиторией понимается общности людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющими информацией и доводящим ее до этой общности.

Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (например, слушать уличного оратора, объявление распорядителя в магазине), так и опосредованное через СМИ.

Наиболее характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором, особенно в том случае, если аудитория большая.

2. Толпа. Толпа – это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов. Социальная структура толпы проста – это, как правило, разделение на лидеров и всех остальных.

Толпы сильно различаются по своему характеру и поведению. Толпа одного типа может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

Толпы имеют определенные общие характеристики:

- всякая толпа иррациональна и легко поддается внушению;

- она повторяет одни и те же движения, одни и те же крики;

- критиковать ее нельзя, обращаться к ее разуму бесполезно

- она теряет способность владеть собой, ибо она не мыслит, а чувствует;

- она делает из человека автомат, ослабляя и уничтожая его индивидуальность.

Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, они имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, не задумываюсь над своими действиями. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля.

Выделяют следующие типы толпы:

1) Случайная толпа.

2) Обусловленная толпа (собрание людей заранее планируемое)

3) Экспрессивная толпа (обычно образуется для личного удовольствия ее членов);

4) Действующая толпа (это беснующее сборище)

3. Социальные круги. Среди квазигрупп наиболее близкими к устойчивым социальным группам являются социальные круги. В соответствии с определением Я. Щепаньского, «социальными кругами мы называем свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами».

Однако надо отметить, что основное отличие социальных кругов заключается в том, что взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией.

Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

а) контактные круги (общности людей, постоянно встречающиеся)

б) профессиональные круги, или круги коллег.

в) дружеские круги

г) статусные социальные круги.

Все социальные круги могут иметь неформальных лидеров.

Таким образом, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимоотношениями.

 

3. Классификация социальных групп.

В социологии классификацию групп можно проводить по различным основаниям.

В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы.

Малая социальная группа – группа малочисленная по составу (от 3 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком.

Характерными чертами социальных групп являются следующие:

1) малочисленный состав.

2) пространственная близость членов.

3) длительность существования.

4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения.

5) добровольность вступления в группу.

6) неформальный контроль за поведением членов.

В противоположность малым выделяют большие группы. Большие группы – это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.

Различие во взаимоотношениях между индивидами наиболее четко заметно в первичных и вторичных группах. Впервые понятие «первичная группа» в научный оборот ввел американский психолог Ч. Кули.

Под первичными группами он понимал группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Это такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей, обладающих своей индивидуальностью. Так, например, члены семьи или дружеской компании стремятся сделать взаимоотношения нормальными и смягченными.

Во вторичных группах контакты носят статусный, надындивидуальный, формальный характер. Здесь не обязательно дружеское личностное общение, однако все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. К вторичным группам можно отнести различные трудовые коллективы, команды, разного рода формальные организации.

По признаку принадлежности индивида к группам выделяют ингруппы и аутгруппы. Каждый индивид входит в некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет как «мои».

Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «мой класс», «моя компания». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых идентифицирует себя с другими членами, формируя осознание коллективного «мы». Другие группы, к которым индивид не принадлежит (другие семьи, чужие дружеские компании, иные религиозные группы и т.д.), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал