Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №4. Тема: Личность и общество






Тема: Личность и общество

1. Понятие личности.

2. Социологические концепции личности.

3. Социальные статусы и роли.

4. Социализация как процесс.

5. Девиантное поведение.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: личность, индивид, индивидуальность, потребность, статус, социальный статус, личный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, прирожденный статус, главный статус, статусный набор, социальная роль, ролевая система, ролевое поведение, социальный престиж, социализация, объект социализации, социализант, субъект социализации, институты социализации, первичная социализация, вторичная социализация, модальная личность, маргинальная личность, аномия, девиация, делинквентное поведение, конформизм, инновация, «ритуализм, ретризм, мятеж, положительная девиация, отрицательная девиация, ресоциализация, десоциализация.

 

1. Человек – субъект и объект общественных отношений. Он продукт развития общества и его законов, но и общества состоит из людей. Таким образом, человек – один из важнейших факторов, определяющих общество.

В обыденном сознании такие понятия как «человек», «личность», «индивид» обычно отождествляются. Однако в науке это не одно и то же. Человек - биологический вид, высшая ступень развития живых организмов на Земле, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Это понятие общее, родовое, ведущее происхождение с момента появления Homo sapiens. Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт развития общества. Поэтому для неё важно понятие личность. Это понятие вводится для выделения неприродной. социальной сущности индивида. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки.

Личностью не рождаются, а становятся. Когда речь идет о каком-то конкретном человеке, употребляется понятие «индивид», под которым понимается конкретный человек как единичный представитель человеческого рода (от латинского individ — неделимый, конечный). Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от другого. Это понятие выражаёт своеобразие, неповторимость, уникальность конкретной личности.

Таким образом, человек – это биологический вид. Индивид – конкретный представитель человеческого рода. Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность - особенности отличающие данную личность от других.

Движущей силой человеческой активности являются потребности. Они – неотъемлемая часть личности, причина многих ее поступков и действий. Потребность – это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, зависимость от того, что составляет условия его существования. Удовлетворение потребности – процесс возращения индивида в состояние равновесия, снятия напряжения.

А. Маслоу расположил потребности от низших (биологических) до высших (духовных), классифицировав их как:

1. Физиологические потребности.

2. Потребности в безопасности.

3. Престижные потребности.

4. Духовные потребности.

Первые две группы потребностей являются первичными (врожденными), а остальные три вторичными (приобретенными).

Неудовлетворенные потребности обладают движущей силой.

Физиологические потребности и потребности в безопасности присущи всем, а высшие – дифференцируют людей, отличают их друг от друга.

2. Социологические концепции личности.

В современной социологии имеются различные концепции личности. Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность социальных ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс). Она основана на идее о том, что личность – это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе. Социальная роль – модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Составляющими элементами социальной роли являются: 1)ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли; 2) ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

Социальные роли различаются по степени их важности для нормального функционирования общества. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, ее социальной значимостью. интегративным показателем положения социальной группы в системе общественных отношений является социальных статус. В любом обществе складывается пирамида ролей и статусов, определяющая социальное неравенство.

Поведенческая концепция личности (Дж. Хоманс, Б. Скиннер и др.). она рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо (знание, власть, комфорт, уважение и т.д.). чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение. Изменение личностью поведения объясняется стимуляцией желаемых действий. При этом чем чаще человек в прошлом получал вознаграждение, тем менее ценным будет для него последующее действие.

Психологическая концепция (З. Фрейд). Он рассматривал человека как систему нужд, а общества – как систему запретов (табу). Фрейд видел в личности три главных психологических компонента – «Оно», «Я», «Сверх–Я», которые лежат соответственно в сфере подсознания, сознания и сверх сознания человека. Подсознание (низший слой), или «Оно» включает биологические потребности (сексуальные, в пище и т.д.).

Сознание или «Я»(«Эго») – средний слой. На этом уровне человеком руководит принцип реальности. Он вынуждает его подчиниться рассудку, логике, из всего извлекать пользу, выгоду.

Сверх – сознание («Супер - Эго») – верхний слой. Это воспринятые человеком нормы: требования, запреты, стереотипы, правила поведения, законы. При этом низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. Согласно З. Фрейду история человечества – это история нарастающего психоза.

Поскольку обществу угрожает опасность дезорганизации, всегда есть необходимость социального контроля и социализации.

3. Социальные статусы и роли.

Каждая личность занимает в обществе определенное место и выполняет конкретные функции (роли), обладая соответствующими правами, обязанностями, т.е. имеет определенный статус. Статус - это разностороння и обобщающая характеристика социального положения человека в обществе. Его отражают профессия, квалификация, характер реально выполняемой работы, должность, материальное положение, политическое влияние, партийная и профессиональная принадлежность, национальность, вероисповедание, возраст, семейное положение, родственные связи. Кроме того, социальный статус — это совокупность требований, предъявляемых к индивиду обществом, а также условий для выполнения этих, требований. Совокупность всех статусов данного индивида в социологии получила название «статусного набора».

Различают социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в обществе, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, и т.д.). Личный статус характеризует положение, которое индивид занимает в малой или первичной группе в зависимости от, того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Примеры личного статуса: муж, сын, дядя, душа компании, друг. Социальный статус также можно разделить на приписываемый, т.е. полученный независимо от субъекта, часто от рождения (пол, возраст, национальность, раса), и достигаемый, т.е. приобретаемый собственными усилиями индивида.

Каждая личность, как правило, имеет множество статусов. Но только один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом. Главный статус —.наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его. Обычно это должность по основному месту работы.

Социальная роль — это ожидаемое поведение человека, связанное с его статусом и типичное для людей этого статуса в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой. Социальные статусы и социальные роли могут закрепляться, формально (в законе) и неформально с помощью моральных норм. Ролевое поведение — это реальное, фактическое поведение того, кто выполняет данную социальную роль.

Таким образом, социальный статус — это права и обязанности, а социальная роль - ожидание поведения, типичного для людей данного статуса о данном обществе.

Социальные статусы неравнозначны. Когда идет речь об их ранжировании, применяется понятие «социальный престиж». Это — сравнительная оценка обществом социальной значимости различных социальных групп, институтов и организаций, социального положения, профессий, действий людей их позиция в обществе. Престиж – это иерархия статусов, закрепленная в культуре, в общественном мнении и разделяемая обществом.

4. Социализация как процесс.

Социализацией называется процесс включения индивида в общества, в его структурные подразделения (т.е. в социальные группы и общности, социальные институты и организации), овладение им накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально значимых черт личности. Каждое новое поколение, каждая личность проходит свой путь освоения культурных достижений общества. Таким образом. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Процесс социализации включает в себя как целенаправленное, организованное, контролируемое воздействие на личность со стороны различных структур (например, образования), так и стихийное воздействие, которое иногда может быть весьма существенным. Социализация – длительный процесс, продолжающийся вс. Жизнь человека с детства до глубокой старости.

Характер социализации определяется типом общества и той культуры, в которой этот процесс осуществляется.

Процесс социализации включает субъект и объект. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения (семьи, учебного и трудового коллектива и т.д.).

Вторичная социализация осуществляется формальными организациями и учреждениями (производством, государством, СМИ, армией, судом, церковью и т.д.).

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Стадия адаптации (0-13 лет). Она длится от рождения до подросткового возраста, когда социальный опыт усваивается некритически.

2. Стадия индивидуализации (14-25 лет). В этот период у человека появляется желание выделиться, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции. На этом этапе появляется желание найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия. Она охватывает весь период трудовой деятельности человека.

5. Послетрудовая. Это пожилой возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передаче его новым поколениям.

В связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость ресоциализации. Ресоциализация — это процесс усвоения личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков, правил поведения вместо прежних. Процесс отучения от старых ролей, норм, ценностей называется ресоциализацией.

Для описания степени включенности индивида в общество и социальные группы применяются понятия модальной и маргинальной личности. Модальной личностью называют индивида, разделяющего те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Маргинальная личность — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично социализированный в каждую, но полностью не включенный ни в одну из них.

Возникновение маргинальности связано с такими явлениями, как смена профессии и места жительства, внезапное разорение и обогащение. Маргинальные группы и слои возникают при коллективной миграции, особенно вынужденной, при массовой потере работы, жилища, обнищании, лишении гражданских и политических прав.

В зависимости от объекта маргинализации различают: 1) этномаргинальность, возникшую в результате перехода индивида в другую национальную среду; 2) социомаргинальность, связанную с незавершенностью перемещения социальных групп; 3) экономическую, связанную с потерей работа и прежнего материального благополучия; 4) политическую, обусловленную утратой общепринятых норм и ценностей политической культуры; 5) религиозную, являющуюся следствием отказа о г традиционных конфессий.

В состоянии маргинальности индивиды обычно ощущают дискомфорт и неудовлетворенность. Крайними последствиями маргинальности могут быть самоубийство или наоборот, повышение творческой активности.

5. Девиантное поведение.

Девиантное поведение (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. В широком смысле это понятие подразумевает любые поступки и действия, не соответствующие нормам как формальным, так и неформальным. В узком смысле под девиацией понимается несоответствие поступков только моральным нормам. Несоответствие их юридическим (правовым) нормам называется делинквентным поведением. Это – убийство, воровство, различные правонарушения.

В социологии разработано несколько концепций девиантного поведения. Э. Дюркгейм считал главной причиной девиантного поведения такое явления, как социальная аномия. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального или общественного сознания, характеризуемое разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными идеями и невозможностью их реализации для большинства людей. Она выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, социальной дезорганизации, девиантном поведении.

Р. Мертон утверждал, что любая социокультурная система состоит из двух основополагающих элементов. Первый – цели, намерения, интересы, которые определяются данной культурой. Второй – социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения определяются, согласно Мертону, спецификой соотношения между целями и средствами их достижения. Он называет пять типов подобной социальной адаптации: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм и мятеж. Конформизм – это согласованность целей и средств. Инновация – стремление к социально значимым целям при отклонении легальных способов их достижения. Ритуализм – отказ от культурных целей при безусловном следовании институциональным нормам. Ритуализм – образец покорности, вынужденного смирения. Ретризм – бегство от действительности. Мятеж – это отказ от целей и норм, одобряемых данным обществом. При этом предлагаются новые цели и нормы, за которые идет борьба.

Согласно Р. Мертону, аномия возникает в результате рассогласования целей и средств их достижения.

Отклонения от норм могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Положительная девиация – сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений. Отрицательная девиация – сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: преступность, воровство, самоубийство, алкоголизм, наркомания.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал