Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 6. Тема: Социальные институты и социальные организации.
Тема: Социальные институты и социальные организации. 1. Понятие «социальный институт». Виды и признаки социальных институтов. 2. Функции социальных институтов. 3. Понятие «организация» и ее элементы. 4. Типология организаций.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: социальный институт, институционализация, идеология, латентные функции, организация, коллективная идентичность, формализация отношений, иерархия, неформальная организационная структура.
1. Наряду с социальными общностями и группами в качестве важнейших компонентов социальной структуры общества выступают социальные институты. Они призваны удовлетворять конкретные и особо важные потребности людей. «Institutum» (лат.) означает установление, учреждение, устройство. В повседневной жизни под институтами общества мы понимаем разные социальные единицы: учебные или научные учреждения, крупные целевые организации и т.д. В науке под институтом понимается совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни. В этом смысле мы говорим, например, об институтах брака и семьи, частной собственности, наследования, торговли и т.д. Социальный институт представляет собой: 1. исторически сложившиеся сложные формы организации совместной деятельности людей; 2. систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры и удовлетворяет основные потребности общества. Так, институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношения к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства), а также систему статусов и ролей (мужа, жены, ребенка, тещи, свекрови, отца и т.д.). Главными институтами общества являются: семья, государство, бизнес, образование, религия. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, складывается из нескольких этапов. 1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организационных действий. 2. Формирование общих целей. 3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия. 4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами. 5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, практическое применение. 6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях. 7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых социальных институтов, либо совершенствование уже сложившихся. Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности индивидов и общностей. В зависимости от содержания и предмета регулирования, социальные институты можно классифицировать следующим образам: 1. Экономические институты. 2. Политические. 3. Социокультурные и воспитательные. 4. Организационно-управленческие. 5. Нормативно-ориентирующие. По форме организации социальные институты делятся на: а) формальные (государство и т.д.) и б) неформальные (дружба). Каждый социальный институт имеем как внешние признаки, так и содержание. Можно выделить пять групп признаков, присущих всем социальным институтам: 1. Установки и образцы поведения. 2. Символические культурные признаки. 3. Утилитарные культурные черты. 4. Устный и письменный кодекс. 5. Идеология. 2. Социальные институты имеют явные функции, легко распознаваемые как часть признанных целей института, и латентные (скрытые) функции, которые осуществляются непреднамеренно и могут считаться побочным продуктом. Явные функции социальных институтов ожидаемы и необходимы. Они декларируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей. В социологии выделяются следующие функции социальных институтов: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. 2. Регулятивная функция. 3. Интегративная функция. 4. Транслирующая функция. 5. Коммуникативная функция. Говоря о функциях социальных институтов, следует отметить, что главное их предназначение состоит в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если деятельность института не способствует (или мешает) удовлетворению потребностей общества, то она приобретает дисфункциональный характер. Итак, социальные институты выполняют важные общественные функции. Они обеспечивают устойчивость социальных отношений, сохранение идентичности социальных групп, несмотря на постоянную смену их членов; способствуют увеличение социальных связей внутригрупповой сплоченности, осуществляют контроль за отклоняющимся поведением. 3. В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения: В одном случае организация может пониматься как специфический вид деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий отдельных членов социальной группы; В другом, организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру; В третьем, под организацией понимается искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию. Изучение организаций позволило выделить ряд ее основных признаков: 1. организация – это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей, поэтому действия ее членов должны быть скоординированы. 2. организация представляет собой социальную систему. 3. структура социальных организаций всегда представляем собой иерархию. 4. организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. 5. организация всегда имеет программу деятельности. 6. организация обладает таким признаком как фиксированное членство. 7. организация обладает коллективной идентичностью, имеет название, которое признано всеми ее членами и обществом. Примером социальных организаций служат: семья, политическая партия, преступная группа, банк и т.д. Таким образом, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают иерархию управления, программу действий и фиксирование участников. К основным элементам организации относятся: 1) структура; 2) цели; 3) участники; 4) технология; 5) внешнее окружение. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Внутри любой организационной системы выделяют формальную и неформальную структуру отношений. Цели также являются важнейшей составляющей организации, так как ради их достижения осуществляется вся деятельность данного социального образования. Важной составляющей организации являются ее члены. Каждый из них должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые позволяют ему занимать определенную статусную позицию в структуре организации. Организация в точки зрения технологии – место, где энергия участников применяется для преобразования материалов или информации. Внешнее окружение подразумевает то, что каждая организация существует в особом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении.
4. Социология предлагает различные типологии организаций. В основе одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации; 2) подвижность цели; 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности. В соответствии с этими признаками выделяют три типа организаций: 1. Административные (или деловые) 2. Общественные (или союзные) 3. Ассоциативные (степень формализации минимальна) Кроме того организации в социологии подразделяются на формализованные и неформализованные. В формальной организации в отношениях между ее участниками доминирует система узаконенных безличных требований и стандартов поведения, которые формально заданы и жестко закреплены. Такие организации ограничивают поведение людей строго в рамках их статусов и ролей, все отношения и деятельность членов сводятся к некоторому обязательному их набору. Личные качества и способности индивидов не учитываются. Неформальная организация представляет собой совокупность индивидов, малых групп и отношений между ними и строится на принципах саморегулирования. Здесь в большей степени учитываются личные особенности и качества работника, нет жестко закрепленных безличных стандартов, в числе регуляторов поведения преобладают групповые нормы. Итак, организация – это разновидность социальных групп, в которых социальные действия индивидов направлены, прежде всего, на достижение цели, а отношения между ними регулируются более или менее жесткими правилами, которые устанавливаются либо ее участниками (в случае неформальной организации), либо извне (в формальной организации).
|