Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №2. Тема: Общество как социальная система
Тема: Общество как социальная система 1. Социологические теории общества. 2. Основные признаки общества. 3. Общество как социальная система. 4. Типология обществ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: общество, социальная система, потребности, социальные ожидания, социальная структура, общность территории, устойчивость социальной системы, автономность, интегративность, традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества, закрытое и открытое общества.
1. Социологические теории общества В современной социологии существуют три основных направления в определении понятия «общество»: функционализм, конфликтная парадигма и интеракционизм. Функционалисты основывают свой подход на утверждении, что общество – это стабильная и упорядоченная система, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям. Таким образом, с точки зрения данной теории общество состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и обязанности, внося свой вклад в поддержание устойчивости и стабильности всей системы. Примерно до 1950-х годов функционализм был самым влиятельным подходом в социологии. Первым представителем этого направления остается английский социолог Герберт Спенсер, рассматривавший общество как организм, в котором отдельные части должны функционировать гармонично. Этот же взгляд предлагается и во многих работах Э. Дюркгейма. Современные функционалисты говорят об обществе скорее как о системе, чем об организме, но подход к тому, как взаимосвязаны различные элементы системы, во многом тот же. Яркими представителями этой школы являются Т. Парсонс и Р. Мертон. Функционалистская социология, таким образом, делает акцент на функциях различных элементов социальной системы. На практике это обычно означает более пристальный анализ таких общественных институтов, как политика, экономика, право, религия и т.д., установление связей между ними и выяснение функций, которые они выполняют в обществе. Теория конфликта тоже основана на идеях о роли и влиянии общественных структур, но она не признает солидарность и сотрудничество в качестве способа достижения социальных перемен и общественного прогресса. Именно конфликт, а не сплоченность, по мнению сторонников этой теории, олицетворяет отношения между различными группами в обществе. У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Чарльз Райт Миллс и немецкий Ральф Дарендорф. В рамках данного направления следует особо выделить марксистскую концепцию. С точки зрения марксизма, общество — это сложившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д.., которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Общество, с точки зрения ученых этого направления, вытекает из природного стремления человека к объединению через собственность. Общество постепенно эволюционирует, но общественный прогресс связан с революционными событиями, в ходе которых происходит; смена общественного строя другим в результате столкновения интересов различных групп. Интеракционизм (концепция действия) изучает способы, посредством которых связаны индивиды и небольшие группы в обществе. В центре внимания ученых данного направления оказываются межличностные отношения между отдельными индивидами, то, как к ним относятся другие, как они воспринимают и оценивают поведение друг друга. Эти взгляды основаны на убеждении, что человеку нужно определить, что происходит в жизни, а затем решить, как действовать. Таким образом, теоретики интеракционистской ориентации сосредоточивают свое внимание на микроуровне общественной жизни. Наиболее известными являются теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау, а также концепция символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида и Герберта Блумера. Исходное положение теории социального обмена состоит в том, что люди нуждаются в многообразных видах вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми.. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. В результате на основе различных концепций в современной социологии сложилось определение общества как относительно самостоятельного и самообеспечиваемого населения, характеризуемого внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.
2. Основные признаки общества Социологи различных теоретических направлений по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом, плане является концепция предложенная французским, социологом - классиком.Эмилем Дюркгеймом.. Он рассматривает общество как социальную реальность, которая функционирует по законам природы. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории обычно совпадающей с государственными границами. Ведь территория — основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. Во-вторых, целостность и устойчивость, т.е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. Общество приобретает целостность благодаря наличию социальной структуры. Под социальной структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, связи, отношения и т.д. В-третьих, объединение людей является обществом в том случае, если оно обладает автономностью и высоким уровнем саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов. Обществ обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. И, наконец, четвертым признаком общества является интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Этот процесс обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. Таким образом, общество как социальная реальность представляет собой совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. Общество характеризуется устойчивостью, целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, саморегулируемостью и интегративностъю, а также достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
3. Общество как социальная система Все вышеперечисленные признаки общества, выделенные Э. Дюркгеймом, являются системными характеристиками.. Действительно, как и все сложные образования общество представляет собой систему. Система — это целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной социальной общности, а ее элементами выступают люди, поведение которых определяется их социальными позициями (статусами), конкретными социальными функциями (ролями), социальными нормами и ценностями, принятыми, в данной социальной системе, а также их различными социальными качествами. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди, социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и на среду. В результате данная социальная общность становится социальной системой, т.е. целостностью, обладающей системными качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Каркас системы составляет ее структура. Структура — это определенный способ связи элементов, в нашем случае индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции. А качественное наполнение структуры — это уже система. Например, социальную структуру семьи образуют взаимосвязи мужа, жены и детей. Социальная структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы. В социологии структура общества рассматривается в различных аспектах: 1) С точки зрения типа социальных связей общество как система включает следующие подсистемы: социальные общности, социальные институты и организации, социальные статусы и роли, нормы и ценности. 2) С точки зрения естественно-природных факторов можно выделить социально-территориальные, социально-демографические и социально-этнические общности. 3) С точки зрения субординации социальных явлений общество представляет собой совокупность экономической, политической, социальной и духовной подсистем, находящихся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязях между собой. Каждая из этих подсистем удовлетворяет определенные группы потребностей индивидов. Таким образом, общество — это совокупность взаимодействующих между собой индивидов и групп, которая постепенно приобретает системные качества, т.е. действует на основе определенных законов и структуры.
4. Типология обществ Трудности определения понятия «общество» связаны с тем, что оно является очень широким и гибким. Обществом можно назвать пятьдесят жителей поселка затерянного в далеком тропическом лесу, и современный Китай с его огромными городами и более чем миллиардным населением. Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Приведем лишь некоторые из них. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются имеющиеся экономические ресурсы. В связи с этим различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества. Современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными способами получения средств существования. Они выделили следующие их типы. 1) Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительности. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные органы здесь еще не сложились. 2) Садоводческие общества. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых имеются садоводческие орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей, садоводческие общества не, производят прибавочного продукта. Их политические структуры имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа таковых насчитывается до четырех и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов. 3) Аграрные общества. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продукции, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов. На основе аграрных обществ возникло государство, стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей здесь перестала быть основой социальной структуры. 4) Промышленные общества. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграло основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии. Прибавочный продукт огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. Другую классификацию обществ предложили американские социологи Д. Белл и А. Турен. Они выделяют три типа общества. 1) Доиндустриальное (традиционное) – общество с аграрным укладом, с малоподвижными социальными структурами и основанном на традиции способом социокультурной регуляции. 2) Индустриальное общество — общество, определяемое уровнем технического развития. Переход от традиционного общества к индустриальному связан с разрушением традиционных наследственных привилегий с провозглашением равных гражданских прав и демократизацией общественно-политической жизни. 3) В середине XX века развитые западные общества начинают переходить к третьей стадии — постиндустриальному обществу. Основными ресурсами в нем становятся знание и информация. Данная концепция получила своё развитие в 70-е годы XX века. Немецкий социолог Карл Поппер ввел понятия закрытого и открытого общества. Открытое общество, т.е. демократическое, пронизанное духом критики легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды противопоставляется закрытому – догматически-авторитарному, застывшему на достигнутой стадии развития. Для закрытого общества характерны догматизм, магическое мышление и коллективизм, для открытого — рациональное постижение мира, критицизм и индивидуализм Развитие современной цивилизации идет, по мнению Поппера, от закрытых к открытым общественным системам. В качестве примера закрытых систем он приводит такие различные по своей социальной и политической организации общества, как Спарта, Пруссия, царская Россия, нацистская Германия, СССР эпохи социализма. Образцами открытых обществ, с его точки зрения, являются древние Афины, а ныне — так называемые западные демократии.
|