Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вместо заключения
Властные феномены, формирующиеся на пост-советском пространстве, взаимодействуют и создают сложный комплекс взаимоотношений, находящихся в состоянии непрочного, динамичного равновесия. Важно не что у кого на уме (тем более, что давно известно, куда ведёт дорога, вымощенная благими пожеланиями), а что получается в результате. А в результате получается, что Россия осуществляет свои долгосрочные геостратегические интересы на Кавказе с помощью политики сегодняшнего грузинского руководства, которая её вполне устраивает. Одним из последних штрихов может служить почти одновременное решение грузинского правительства открыть в одностороннем порядке границы для безвизового режима с республиками и автономиями Северного Кавказа (т.е. приграничной территорией страны, с которой, как они заявляют, война не окончена) и в двустороннем порядке – с Ираном, крупной энергодержавой, с которой у стратегических партнёров Грузии – США и ЕС – существуют серъёзные проблемы и которая ищет сепаратные энергокоридоры в регионе. Трудно представить себе, кто в США мог бы приветствовать подобное решение. Совсем другое дело – Москва. Если на минуту представить себе, что Тбилиси принимает решения в интересах Москвы, то многое, что кажется странным и нелогичным, сразу же обретает рациональность и убедительность. Но даже такое смелое допущение не способно было бы снять все вопросы и объяснить то, что в действительности включает в себя эмоции, амбиции, структуру мышления, особенности характера и ещё многое другое.
В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. На международном уровне сложилось сравнительно устойчивое равновесие вокруг конфигурации распределения ролей. С внешнего наблюдательного пункта ситуация в Грузии оценивается как стабилизировавшаяся, даже при наличии российских войск и техники в 40 километрах от Тбилиси; «замерзшее» состояние грузино-российских отношений терпимо с точки зрения международной стабильности и не чревато пока неожиданностями. Оппозиция и в России и в Грузии слаба и подконтрольна, так же как масс-медиа, а активность общественных групп значительно ниже обычной. Отдельные попытки со стороны радикальных оппозиционных сил «оживить» политическую жизнь в стране не приводят к сколько-нибудь ощутимым сдвигам. Во всех случаях ожидается, что ситуация оживится и возможно даже осложнится через пару лет, с приближением периода парламентских и президентских выборов в обеих странах, но до этого Европа может спокойно заниматься более приоритетными вопросами.
Независимо от того, как оценивается ситуация во внешнем мире и как распределяется общественное мнение внутри страны, подконтрольная правительству грузинская масс-медия продолжает поддерживать ту виртуальную картину, по которой а) сущность российского государства такова, что с ним невозможно вести переговоры, поскольку целью России является даже не имперское доминирование, а полное уничтожение грузинского государства; б) мир делится на страны и объединения, отрицающие этот тезис и согласные с ним, и конечно же, с последними нужно выстраивать единый фронт; и наконец в) в самой России зреют процессы, которые подтачивают её (главным образом, на Северном Кавказе) и надо лишь дождаться, когда Россия начнёт разваливаться... и вот тогда, лишившись главной опоры сепаратизма, Абхазия и Южная Осетия сами предпочтут объединиться с Грузией. С первого же взгляда очевидна искусственность и контрпродуктивность подобной виртуальной картины, но в Грузии в неё многие всё ещё верят. Как говорится, блажен кто верует.
Российско-грузинские отношения
| Особенностью этих отношений является плохое, даже кризисное их состояние на государственном уровне и хорошее на уровне отношений простых людей. Не случайно, посол Грузии в России 3. Абашидзе называл их «парадоксальными». Возможно, плохие отношения Москвы и Тбилиси - лишь плод субъективного воображения. Е.М. Примаков отмечал, что в ухудшении двусторонних отношений виноваты СМИ. «Проблема в том, - отмечал в 2007 г. глава Торгово-промышленной палаты России, - что электронные и печатные СМИ не контролируются с двух сторон руководством. В Москве часто по этим публикациям судят, какую позицию занимает Грузия, а Грузия - по публикациям нашей печати судит о позиции России». Примерно в том же духе рассуждал и грузинский дипломат Г. Кунадзе. «Объективных оснований, - отмечал он, - для ухудшения отношений с Грузией у России, наверное, не больше, чем со многими другими странами СНГ, а, может быть, как с некоторыми и меньше». В период после распада СССР стороны то и дело строили друг другу неприятности. Между странами был введен визовый режим, остановлена почтовая, телефонная и телеграфная связь, из России массовым образом депортировали нелегально проживающих грузин, а Грузия действовала России на нервы - захватывала российские военные объекты, задерживала транспортные средства российской дипломатической миссии, обвиняла Россию в шпионаже, нарушении воздушного пространства Грузии и пр.
Главной проблемой в отношениях России и Грузии был и является сепаратизм. Для Грузии - это ситуация в Абхазии и Южной Осетии, для России - в Чечне. Тбилиси рассматривает независимую Абхазию и Южную Осетию как часть Грузии, а Россия, официально не признавая независимость Абхазии и Южной Осетии, выдавала жителям этих областей российские паспорта. Грузия же укрывала чеченских сепаратистов в своем Панкисском ущелье. Грузия - член ГУАМ и, вероятно, будущий член НАТО, с ее территории в 2008 г. ушли все российские войска. В феврале 2008 г. президент Грузии М. Саакашвили участвовал в саммите СНГ в Москве, одним из первых поздравил Д.А. Медведева с победой на президентских выборах в России 2 марта 2008 г. Оба политика выразили заинтересованность в улучшении отношений России и Грузии. Обращаясь к России в марте 2008 г., М. Саакашвили сказал: «Мы рассчитываем если не начать отношения с чистого листа, то, по крайней мере, придать нашим отношениям новую энергию». Будущие события, однако, выявили всю степень проблемности российско-грузинских отношений. Эпицентром противоречий стали Южная Осетия и Абхазия. В начале августа 2008 г. между Грузией и Южной Осетией обострились пограничные столкновения с человеческими жертвами с обеих сторон. В ночь с 7 на 8 августа грузинские войска начали массированный обстрел объектов военной и гражданской инфраструктуры на территории Южной Осетии.
Большие людские потери и разрушения понес город Цхинвал - столица Южной Осетии. Были также убиты и ранены десятки российских военнослужащих, выполнявших миротворческие задачи в зоне грузино-южноосетинского конфликта. 8 августа российская армия приступила к реализации «операции по принуждению грузинской стороны к миру», которая была завершена 12 августа. В период с 14 по 16 августа конфликтующие стороны подписали мирный план Медведева - Саркози, который положил конец активным военным действиям. Отношения между Россией и Грузией прошли через острейший кризис. По окончании конфликта президент Грузии М. Саакашвили объявил о выходе Грузии из СНГ и разрыве дипломатических отношений с Россией. 26 августа президент России Д.А. Медведев своими указами признал независимость Абхазии и Южной Осетии.
|
3. Российско-грузинские отношения 2000-2006 гг.
3.1 “Революция Роз” в Грузии и новая политика Тбилиси
Отставка Шеварднадзе завершает важный этап истории Грузии. Шеварднадзе принадлежит к той плеяде высших деятелей Советской бюрократии, которая, осознав невозможность осуществления своих социальных интересов в рамках прежней социальной системы, возглавила движение за уничтожение этой системы. Он был человеком, чье имя непосредственно ассоциируется с одной из самых грандиозных контрреволюций в истории человечества. Помимо этого Шеварднадзе был человеком, который на протяжении нескольких десятилетий был ключевой фигурой грузинской политики. Цепь бурных событий, начавшихся в Тбилиси после выборов в парламент 2 ноября в ходе которых была допущена масса нарушений, завершилась 23 ноября, добровольной отставкой Э. Шеварднадзе с поста президента Грузии. В течение трех недель оппозиционные силы, ведомые блоком “Национальное движение” во главе с Саакашвили и объединением “Бурджанадзе – демократы”, лидерами которого являются бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания, проводили непрерывные митинги в центре грузинской столицы, требуя пересмотра объявленных итогов голосования и, в конечном итоге, отставки президента. Финальные сцены противостояния происходили 22 ноября. В центре Тбилиси был назначен митинг объединенной оппозиции. У здания тбилисской мэрии на площади Свободы собралось около 50 тысяч человек. Организаторы митинга требовали, чтобы Шеварднадзе появился перед ними, однако вместо этого тот направился в парламент, где начал свое выступление. Во время его речи в зал ворвались сторонники оппозиции, не встретившие серьезного сопротивления со стороны охраны, и захватили все здание. Сам Шеварднадзе был спешно выведен группой охранников из зала заседаний и скрылся в резиденции. После этого Н. Бурджанадзе объявила, что берет на себя обязанности президента. В ответ со стороны сторонников Шеварднадзе прозвучало заявление о введении в стране чрезвычайного положения. Вскоре выяснилось, что реализовать свои намерения Шеварднадзе уже не в состоянии. На следующий день, 23 ноября, сторонники оппозиции захватили здание Государственной канцелярии, с 11 этажа которой демонстративно выбросили кресло Шеварднадзе. В этот же день в Грузию прилетел министр иностранных дел России Игорь Иванов, который фактически сыграл роль посредника в переговорах между оппозицией и президентом. К вечеру Шеварднадзе сдался и объявил о своей отставке. Как показал дальнейший ход событий, эта отставка стала результатом прямого сговора между оппозицией и Шеварднадзе. Фактически она получена под гарантии аналогичные тем, которые дал Президент Путин экс-президенту Ельцину. Несмотря на отсутствие каких либо документальных подтверждений, факт демонстративного голосования на президентских выборах 5 января за Саакашвили со стороны Шеварднадзе, говорит сам за себя. Народ Грузии чуть ли не 90% которого проголосовали за Саакашвили, питает сегодня самые радужные надежды, но действительность далека от этих розовых иллюзий. “Революция роз” была предопределена многими негативными, в том числе и экономическими, факторами, имеющими сложные социальные последствия. Главным фактором было затягивание проведения реформ практически во всех сферах, связанное, прежде всего с относительно высокой степенью коррумпированности грузинского государства. Это затягивание, помимо прочего, привело, в конечном счете, к серьезным макроэкономическим проблемам. Необходимо отметить, что социально-политические сдвиги, вызванные “Революцией роз”, не сопровождались какими-либо негативными экономическими явлениями. Если темп роста ВВП за первые шесть месяцев 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. составил также 9, 5 процентов; иначе говоря, темп роста ВВП за первое полугодие 2003г. равен годовому показателю темпа роста, что свидетельствует о нейтральном характере влияния “Революция Роз” на рост экономики. Действия оппозиции с самого начала поддерживались и контролировались американскими представителями. Этим объясняется, почему в масс-медиа США падение Шеварднадзе было названо “демократической революцией”. В действительности произошедшая в Грузии смена власти менее всего стала формой демократического обновления страны. Тройка ведущих оппозиционных лидеров состоит из фигур, в недавнем прошлом полностью лояльных Шеварднадзе и напрямую вовлеченных в деятельность этого режима по проведению самых жестоких, антидемократических и антисоциальных мер. Одновременно лидеры оппозиции являются марионетками США и полностью зависимы от благорасположения своих покровителей. Каковы бы ни были их субъективные намерения, реальным содержанием новой власти будет проведение интересов корпоративной верхушки и политического истеблишмента США в регионе за счет трудящихся масс. Причины, по которым США “разочаровались” в Шеварднадзе, лежат, прежде всего, в сфере геополитики. На протяжении последних лет Грузия превратилась в фокус международных интриг, связанных с попытками расширения американского влияния на территории постсоветского пространства, Ближнего Востока и Центральной Азии. Значение Грузии было следующим образом описано в статье Financial Times 25 ноября 2003: “Для Соединенных Штатов Грузия является ключевым связующим звеном в беспокойной цепочке государств Кавказа и Средней Азии. Вашингтон поощряет независимость Грузии отчасти из желания сдерживать Россию, а отчасти из желания улучшить доступ к нефтяным запасам Каспия. Соединенные Штаты в прошедшем десятилетии оказали Грузии помощь на общую сумму более 1 млрд. долларов, хотя в последние годы объем помощи сокращается в силу американской озабоченности коррупцией и конкурирующих глобальных нужд в войне против терроризма”. До последнего времени Шеварднадзе удовлетворял американским интересам, однако резкая эскалация американского присутствия в регионе, начавшаяся после 11 сентября и ставшая особенно явной на фоне оккупации Ирака, сделала его помехой для реализации планов администрации Буша. Лавируя между крупнейшими державами, Шеварднадзе пытался сохранить видимость независимости. Эти расчеты никак не соответствовали реалиям обострившейся конкуренции. Одним из поворотных пунктов стало приобретение этим летом 75% акций системы электропередач Грузии РАО “ЕЭС России”. До этого грузинская энергетика находились под контролем американской группы “American Energy Systems”. Но она свернула свою деятельность в Грузии, объясняя это соображениями безопасности и трудностями работы в “непрозрачной” экономической среде. Судя по всему, вскоре после этого США взяли курс на свержения Шеварднадзе. Российская газета Коммерсант, рассказывая о намерении создать в Грузии оппозиционный президенту предвыборный блок, утверждала, что “Америка выбрала грузинского президента”. Спикер грузинского парламента Н. Бурджанадзе заявила тогда о том, что в Грузии должны произойти “революционные преобразования без революции”. Парламентские выборы дали США прекрасную возможность вмешаться вход событий. Как только в начале ноября были опубликованы итоги парламентских выборов, официальная реакция США оказалась крайне жесткой. “Мы глубоко разочарованы этими результатами и грузинским руководством. Эти результаты не отражают волю грузинского народа, но, наоборот, отражают массовые манипуляции на выборах”, – заявил официальный представитель Госдепа. Адам Эрели. Когда же Шеварднадзе отдал приказ о вводе бронетехники на улицы Тбилиси и дал оппозиции 48 часов на “прекращение беспорядков”, Госсекретарь США Колин Пауэлл и Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан одновременно провели с ним телефонные переговоры, призвав его к отказу от насилия. Наконец, как только исполняющим обязанности президента страны была объявлена Нино Бурджанадзе, США выразили готовность признать это решение. Руководитель пресс-службы Госдепа США Ричард Баучер заявил, что США и мировое сообщество “готовы поддержать новое руководство Грузии в проведении свободных и справедливых выборов в будущем, как того требует конституция”. Реакция России на происходящее носила противоположный характер. Приход к власти в Тбилиси правительства американских ставленников грозит резко дестабилизировать политические отношения в Грузии во всем кавказском регионе. Лидер оппозиции М. Саакашвили, ранее неоднократно выступал с резкими заявлениями в адрес России. Российская буржуазия была в частности, весьма обеспокоена заявлением о возможности национализации купленных российскими компаниями грузинских предприятий. “Будут национализированы не только предприятия, приобретенные за бесценок представителями клана президента Шеварднадзе, но и компания “AES – Теласи”, купленная российским РАО “ЕЭС”, – сказал Саакашвили журналистам. Не менее жесткой является позиция нового президента и в “территориальном вопросе”. Он выступает за возврат Аджарии, Абхазии и Южной Осетии под управление Тбилиси, что встречает явное неодобрение как со стороны и России и властей этих территорий. Сразу после отставки Шеварднадзе Аджария ввела чрезвычайное положение и закрыла границы. “Лидеры, пришедшие к власти в Тбилиси, не скрывают агрессивного отношения к аджарскому народу, заявил абхазский лидер Абашидзе. Народ должен встать на защиту своих интересов”. Россия, в свою очередь моментально предоставила Аджарии безвизовый режим. Не менее решительно ведут себя и руководители двух республик, не подчиняющихся Тбилиси. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о своих принципиальных расхождениях с лидерами грузинской оппозиции. “Я никогда с ними не общался, заявил Кокойты, и никаких совместных планов с ними у нас нет. Мы можем быть только добрыми соседями”. Что же касается Абхазии, то после нескольких лет гражданской войны она является по сути одним из регионов России. За последние годы больше половины жителей Абхазии получили российские паспорта, Россия оказывает этому государственному образованию финансовую и военную помощь. Была запущена даже регулярная электричка между Сочи и Сухуми. Не только в Абхазии, но и на территории самой Грузии и Аджарии, находятся российские войска. В случае открытого конфликта трех регионов с тбилисским правительством они могут быть напрямую втянуты в вооруженные столкновения. Положение осложняет еще проблема Панкисского ущелья, непосредственно примыкающего к горным районам Чечни. Оно стало предметом резких обвинений со стороны российского правительства в том, что там находят прибежище вооруженные отряды исламских чеченских сепаратистов. Год назад ситуация накалилась до того, что Россия угрожала Грузии бомбовыми ударами по “базам террористов”. Попыткой достичь компромисса по этим вопросам явились полет Иванова в Тбилиси в самый разгар переворота и ответный визит Бурджанадзе в Россию, где она встретилась с Путиным. Главным результатом этих встреч можно, однако, признать полное отсутствие результата. Это подтвердила сама Бурджанадзе, заявив: “Я не настолько наивна, чтобы надеяться за одну встречу остановить раскрутившийся с огромной скоростью маховик недоверия”. Российская власть ничего сегодня не может поделать с общественными настроениями в Грузии, она вынуждена признать режим Саакашвили. Видя себя не в состоянии составить прямую конкуренцию США в регионе, руководство России рассматривает ослабление центрального правительства в Тбилиси в качестве единственной возможности противостоять росту американского влияния. Таким образом, можно констатировать, что произошедший в Грузии переворот, хотя и выпустил пар народного недовольства, не разрешил ни одной из ключевых проблем стоящих перед Грузией и грузинами. Грузия, по-прежнему остается территориально расчлененной, экономически и политически зависимой страной. Нет никаких предпосылок, для того чтобы уровень жизни грузин улучшился. Это означает, что уже через несколько лет грузины будут испытывать к приемнику Шеварднадзе те же самые чувства, которые они сегодня испытывают к самому Эдуарду Амвросиевичу. “Эти молодые люди должны оправдать наши надежды. Не дай нам бог остаться разочарованными” – сказал после переворота один грузин. Увы, их разочарование, неизбежны. Они неизбежны до тех пор, пока грузины будут “менять – ничего не меняя”, пока верхушечные перевороты, будут называться революциями, а сама революция, т.е. изменение всей социальной системы, а не только власти, будет казаться нереальной.
|