Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованиемСтр 1 из 12Следующая ⇒
УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ И НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано Советом Гуманитарного юридического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по специальности 120714 земельно-имущественные отношения
Оренбург УДК 332.54(075.8) ББК 65.224я73 Н 84
Рецензент - старший преподаватель кафедры городского кадастра С.В. Артамонова
Н 84 Носырева, И.Г. «Управление территориями и недвижимым имуществом»: учебно-методическое пособие / И.Г. Носырева; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2013. – 141с. Данное методическое пособие призвано способствовать лучшей организации самостоятельной работы студентов. С этой целью в нем содержится перечень основных тем учебного курса «Управление территориями и недвижимым имуществом», краткое содержание каждого вопроса по теме, контрольные вопросы к каждой теме, тестовые задания, список учебной литературы. Учебно-методическое пособие составлено с учетом практики преподавания в средних профессиональных учебных заведениях и предназначено для учебной работы по дисциплине «Управление территориями и недвижимым имуществом» для студентов очной формы обучения по специальности 120714 земельно-имущественные отношения.
УДК 332.54(075.8) ББК 65.224я73
© Носырева, И.Г. 2013 © ОГУ, 2013 Содержание
Введение…………………………………………………………………………...4 Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием………………………………………………………………..6 Тема 2 Регион как объект управление и основа региональной экономики ………………………………………………………………………………...…..11 Тема 3 Территориальное устройство Российской Федерации………………..19 Тема 4 Основные принципы устройства Российской Федерации …………...30 Тема 5 Экономический потенциал Российской Федерации …………………37 Тема 6 Правовые функции государственного управления землепользованием……..…………………………………………………...…..49 Тема 7 Понятие и экономическая категория имущества ……………..………58 Тема 8 Государственная собственность и основы ее управления……..…….68 Тема 9 Основы управления муниципальным недвижимым имуществом…...79 Тема 10 Управление недвижимым имуществом ……………………….……..90 Тема 11 Понятие и управление частной собственности ……………….……107 Тема 12 Основные методы управления государственным имуществом…...115 Дополнительная литература………………………………………………..….140
Введение Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств – правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е. поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти. Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз. Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности. Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления. Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов. «Ключом» к овладению знаниями по дисциплине управление территориями и недвижимым имуществом является уяснение студентом понятие и деление территорий, имущества. Для полноценного изучения и уяснения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом студенту необходимо использовать литературу по земельному праву, по гражданскому праву. Для усвоения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом необходимо руководствоваться полученными знаниями по предмету экологические основы природопользования. Задачами курса являются: - рассмотреть общие принципы и методы территориальной организации страны; - изучить систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны развития территорий; - ознакомить студента с современным законодательством, методическими, нормативными и другими правовыми документами, регламентирующими управление имуществом; - рассмотреть последние тенденции и методы управления территориями и имуществом. - уметь использовать полученные данные, для оценки объекта оценки В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь практический опыт: - составления земельного баланса по району (муниципальному образованию); - составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; Уметь: - осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности; - использовать кадастровую информацию в профессиональной деятельности; - выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественных отношений; - осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологическойбезопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий; Знать: - основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территории; - основные понятия, задачи и принципы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель; - методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий; механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории; - обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; - основы инженерного обустройства и оборудования территории Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием План 1 Понятие государственной территории. 2 Государственное управление землепользованием.
Студент должен: - иметь представление о подходах к определению понятия «территория» и функции государственного управления землепользованием; - знать понятие территория, признаки территории, виды территорий, понятие государственного управления землепользованием, формы и методы государственного управления землепользованием.
1 Понятие государственной территории. Территория - это часть земного шара, подвластная государству или союзу государств. Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Территории подразделяются на: 1 Понятие унии в эпоху феодализма и тесно связано с институтом монархии (союз феодалов в единовластие) 2 Государственная территория - это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами. Признаки государственной территории: - Принадлежность государству - Территориальное верховенство государства над данной территорией 3 Территории с международным режимом - пространства лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа). Открытое море - пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства. 4 Территории со смешанным режимом - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетную разведку и разработку природных ресурсов этих территорий(см. Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г.Конвенцию ООН по морскому праву 1982г) Так же выделяют Космическое пространство - надземное пространство, начиная с 96 км над уровнем моря, планеты Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. В состав государственной территории входят: - сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; - водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; - земные недр - расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину. - воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами. 2 Государственное управление землепользованием. Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности. Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления. Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли—граждан и юридических лиц. Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование. Т.к. незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ). Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. В частности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п. Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать. Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами, которые отвечают природе земельных отношений: 1Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием. 2 Административный метод правового управления землепользованием включает: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы. 3 Организационно-правововой метод управления землепользованием следует включает: - обеспечение безопасного использования земли; - рациональную организацию государственного земельного кадастра; - создание государственного реестра собственно земель; - организацию ведения мониторинга земель. Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок. Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются: - четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России); - недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы. Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности.
Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что изучает дисциплина «Управление территориями и имуществом» и чем ее предмет отличается от экономической географии, социологии, политологии, этнография? 2 Какое значение занимает пространственный фактор в развитии общества? 3 Как изменилась роль пространственных факторов в развитии российской экономики во время реформ? 4 Назовите основные этапы формирования территориальных структур в дореволюционной России? 5 Определите роль экономической истории в изучении прошлого территорий России.
Тесты
|