Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8 Государственная собственность и основы ее управления






План

1 Понятие государственной собственности.

2Объекты государственной собственности.

3 Преобразование форм государственной собственности.

4 Государство – менеджер.

5 Управление государственным имуществом.

 

Студент должен:

- иметь представление об объектах относящихся к государственной собственности и особенности управления им;

- знать понятие и объекты государственной собственности, порядок и процедура преобразования форм государственной собственности, порядок управления государственным имуществом.

 

1 Понятие государственной собственности.

Государственная собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Государственная собственность - одна из форм собственности, указы­вающая на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценно­стей государству.

Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов. Управление государственной собственностью можно определить как систему организационно-экономических отношений между различными субъектами (субъектами и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

Субъектами-распорядителями здесь являются государст­венные органы, а объектами могут быть природные ресурсы, основные сред­ства, здания, сооружения, оборудование, продовольствие, материальные ре­сурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценно­сти, т.е. совокупность вещей, материальных и нематериальных ценностей, принадлежащих государству - государственное имущество.

2 Объекты государственной собственности

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

1. Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

2. Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По видам государственная собственность может быть федеральной либо субъектов федерации. Соответственно проводится разграничение государ­ственной собственности - установление границ государственной собствен­ности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Разграничение государственной собствен­ности в Российской Федерации должно строиться на следующих принципах:

- законности

- целесообразности

- социально-экономической обоснованности

- иерархичности построения отношений собственности

- достаточности

- ло­кальности и ограниченности использования собственности

- инфраструктур­ной целостности имущественного комплекса

- эффективности использования собственности,

- подконтрольности использования собственности.

В исключи­тельной собственности Российской Федерации находятся:

- средства федерального бюджета и внебюджетных федеральных фондов;

- средства и имущество Центрального банка Российской Федерации;

- золотой запас Российской Федерации;

- государственная казна;

- культурные и исторические ценности федерального значения;

- археологические природные памятники федерального значения;

- памятники градостроительства и архитектуры федерального значения;

- охраняемые природные территории федерального значения;

- имущество, необходимое для функционирования и развития федераль­ных энергетических систем;

- космические летательные аппараты, искусственные спутники Земли;

- расщепляющиеся материалы;

- имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорож­ных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внут­ренних дел Российской Федерации;

- имущество федеральных министерств, ведомств, учреждений, пред­приятий и организаций, учрежденных Российской Федерацией;

- имущество предприятий и организаций, приватизация которых запре­щена;

- мосты и дороги федерального значения;

- федеральные природные ископаемые;

- водные запасы;

- ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;

- леса;

- государственные запасы и мобилизационные резервы, а также пред­приятия, обеспечивающие их сохранение;

- все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, военное снаряжение;

- защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и ин­женерной инфраструктуры;

- государственные предприятия и организации, имеющие стратегиче­ское значение для обеспечения национально-государственной безопасности страны, в том числе для ее социально-экономического развития.

К объектам федеральной собственности могут относиться:

- земля;

- денежные средства;

-акции и иные ценные бумаги;

- доли (вклады) Российской Федерации в капитале акционерных обществ;

- производственные и административные здания;

-жилищный фонд;

- долги иностранных государств;

- интеллектуальная собственность, нематериальные активы;

- любое иное имущество.

Состав объектов федеральной собственности, в том числе находящихся за рубежом, должен определяться федеральным законом.

В государственной собственности субъектов Российской Федерации на­ходятся:

- природные объекты (земля, недра, водоемы, растительный и живот­ный мир), переданные федеральным законом и иными нормативными право­выми актами в собственность субъекта Российской Федерации;

- средства бюджета субъекта Российской Федерации;

- средства внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации;

- средства валютных фондов субъекта Российской Федерации;

-имущество, закрепленное за государственными предприятиями и го­сударственными учреждениями субъекта Российской Федерации, пакеты акций и доли (вклады) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товари­ществ;

- имущество, созданное или приобретенное за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или переданное ему в собственность в уста­новленном законом порядке;

- объекты государственной собственности субъекта Российской Феде­рации, находящиеся за пределами его территории, в соответствии с соглаше­ниями, договорами, по другим законным основаниям;

- ценные бумаги, финансовые активы, депозиты в банковских учрежде­ниях;

- имущество представительных и исполнительных органов государст­венной власти субъекта Российской Федерации;

- иное имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед ор­ганами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Состав объектов государственной собственности субъекта Российской Федерации определяется региональным законодательством.

В муниципальной собственности находятся:

- средства местных бюджетов, местных валютных фондов;

- имущество органов местного самоуправления;

- земли и другие природные ресурсы, переданные федеральными зако­нами и законодательными актами субъекта Российской Федерации в муници­пальную собственность;

- имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учре­ждениями;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- жилищный фонд и нежилые помещения;

- объекты инженерной инфраструктуры;

- дороги местного значения;

- здания, сооружения и предметы, являющиеся памятниками истории, архитектуры и культуры местного значения;

- ценные бумаги;

- плоды, продукция, доходы, полученные от использования муници­пальной собственности;

- иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.

Состав объектов муниципальной собственности определяется федераль­ным законодательством, законами субъектов РФ о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований.

3 Преобразование форм государственной собственности

Преобразование форм и отношений собственности осуществляется в со­ответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ или Министерства имущественных отношений РФ.

Не подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты, отнесенные зако­ном к исключительной федеральной собственности. Перечень объектов фе­деральной собственности, не подлежащих передаче в государственную соб­ственность субъектов РФ, а также муниципальную собственность, формиру­ется Минимуществом, представляется на согласование Правительства РФ и утверждается решением парламента Российской Федерации. Передача объек­тов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из федераль­ной собственности в муниципальную собственность на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной ин­фраструктуры.

Правовым основанием преобразования форм и отношений государст­венной собственности субъектов РФ являются решения законодательного органа власти субъекта федерации, постановления главы исполнительной власти субъекта РФ или распоряжения регионального комитета по управле­нию государственным имуществом в случаях, определяемых законодатель­ными актами субъекта федерации. Собственность субъекта РФ, созданная или приобретенная за счет средств регионального бюджета или в результате хозяйственной деятельности государственных предприятий, передается в федеральную или муниципальную собственность, а также в ведение органов государственной власти Российской Федерации, других субъектов РФ и ор­ганов местного самоуправления в порядке, установленном законодательными актами субъекта федерации.

Не подлежат передаче в федеральную и муниципальную собственность объекты государственной собственности субъекта РФ, имеющие общерегио­нальное значение. Перечень объектов государственной собственности субъ­екта РФ, не подлежащих передаче в федеральную и муниципальную собст­венность, формируется региональным комитетом по управлению государст­венным имуществом, представляется на согласование главе исполнительной власти субъекта РФ и утверждается решением законодательного органа вла­сти субъекта федерации.

Решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федераль­ную и муниципальную собственность принимается по инициативе:

- органов государственной власти Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органов местного самоуправления;

- органов по управлению государственным имуществом в Российской Федерации.

Передача объектов государственной собственности субъектов РФ в фе­деральную и муниципальную собственность осуществляется на возмездной или безвозмездной основе. Из государственной собственности в муници­пальную на безвозмездной основе передаются объекты жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры и объекты соци­ально-культурного значения.

Муниципальная собственность может быть передана в государственную собственность субъектов РФ и в собственность других муниципальных обра­зований. Порядок передачи объектов муниципальной собственности регули­руется региональным законодательством о местном самоуправлении и уста­вами муниципальных образований.

4 Государство – менеджер.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства – менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства – инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

- оборонные предприятия;

- научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;

- социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;

- объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т. п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);

- объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

- экспертиза плана деятельности предприятия;

- определение значений основных финансово-экономических показателей;

- утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;

- регулярный текущий контроль исполнения плана;

- принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

1. Номенклатуру продукции или услуг.

2. Объемы и условия поставки.

3. Закупочные цены.

4. Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия.

5. Источники и условия финансирования.

Управляя коммерческими объектами, государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т. п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

5 Управление государственным имуществом

Управление государствен­ным имуществом - целенаправленное воздействие на объекты использова­ния государственного имущества в интересах государства, связанное с уста­новлением правил, условий использования государственного имущества, с учетом общественных интересов. В Российской Федерации оно осуществля­ется на федеральном и региональном уровнях.

Система управления государственным имуществом - совокупность согласованных методов и средств, применяемых в процессе управления госу­дарственным имуществом для достижения заданных целей посредством спе­циально созданных органов.

Объектами управления государственным имуществом являются:

- государственное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или на праве опе­ративного управления за государственными казенными предприятиями, го­сударственными учреждениями, либо предприятия в целом, находящиеся в государственной собственности как имущественные комплексы;

-находящиеся в государственной собственности акции, доли (вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государст­венное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

- иное находящееся в государственной собственности движимое и не­движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям;

- денежные средства и ценные бумаги;

- нематериальные активы государственных предприятий и учреждений; -результаты хозяйственного и иного использования государственного

имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными унитарными предприятиями и государственными учреж­дениями;

- имущество, приобретенное за счет средств государственного бюджета.

Субъектами управления государственным имуществом являются: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Их совокупность составляет систему ор­ганов управления государственным имуществом.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1 На какие виды делится собственность Российской Федерации и почему?

2 Принцип на основе которых происходит разграничение государственной собствен­ности в Российской Федерации

3 Какие объекты относятся к Федеральной собственности?

4 Кто принимает решение о передаче объектов собственности субъектов РФ в федераль­ную и муниципальную собственность?

5 Что представляет собой система управления государственным имуществом?

 

Тесты

 

  Государственная собственность выражает отношения между:
а) Предприятиями. в) Людьми.
б) Учреждениями. г) Органами власти.  
  Управление государственной собственностью направлена на организацию:
а) Воспроизводства объекта. в) Трансформацию объекта.
б) Использование объекта. г) Присвоение объекта.  
  Субъекты-распорядители в управлении государственной собственности являются:
а) Граждане. в) Органы власти.
б) Органы местного управления. г) Государственные органы.  
  По видам государственная собственность может быть:
а) Государственной. в) Федеральной.
б) Субъектов федерации. г) Региональной.  
  Основные группы объектов государственного имущества - это
а) Предприятия, принадлежащие государству. в) Недвижимость, принадлежащее государству.
б) Имущество государства. г) Объекты, использующиеся в коммерческих условиях.  
  На каких принципах строится разграничение государственной собственности в Российской федерации:
а) Законность. в) Рациональность.
б) Целесообразность. г) Эффективное использование собственности.  
  К исключительной собственности Российской Федерации относится:
а) Леса. д) Долги иностранных государств.
б) Земли. е) Расшипляющие материалы.
в) Государственная казна. ж) Федеральные природные ископаемые.
г) Водные запасы. з) Золотой запас Российской Федерации.  
  К объектам федеральной собственности относятся:
а) Земли. д) Акции и иные ценные бумаги.
б) Леса. е) Мосты и дороги федерального значения.
в) Водные запася. ж) Долги иностранных государств.
г) Денежные средства. з) Золотой запас Российской Федерации.  
  К государственной собственности субъектов Российской Федерации относятся:
а) Средства бюджета субъектов РФ. д) Интеллектуальная собственность.
б) Долги иностранных государств. е) Нематериальные активы..
в) Ценные бумаги в банковских учреждениях. ж) Финансовые активы.
г) Средства внебюджетных фондов субъектов РФ. з) Средства валютных фондов субъектов РФ.  
  Состав объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации определяется:
а) Федеральным законодательством. в) Уставами государственных образований.
б) Региональным законодательством.   г) Конституцией РФ.
  Состав объектов Федеральной собственности, в том числе за рубежом определяется:
а) Конституцией РФ. в) Уставами федеральных образований.
б) Региональным законодательством.   г) Федеральным законодательством.
  Правовым основанием преобразования форм и отношений федеральной собственности являются решения:
а) Президента РФ. в) Правительство РФ.
б) Федеральные собрания. г) Министерство имущественных отношений в РФ.  
  Не подлежат передачи в государственную собственность, субъектов РФ и в муниципальную собственность имущественные объекты:
а) Федеральной собственности. в) Государственная собственность.
б) Муниципальная собственность. г) Региональная собственность.  
  Решение о передаче объектов собственности субъектов Российской Федерации в федеральную и муниципальную собственность: принимается по инициативе органов:
а) Государственной власти РФ. в) Местного самоуправления.
б) Государственной власти субъектов РФ. г) По управлению государственным имуществом в РФ.
  Передача объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации осуществляется на:
а) Постоянной основе. в) Временной основе.
б) Возмездной основе. г) Безвозмездной основе.  
  Передача объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность и муниципальную осуществляется на:
а) Постоянной основе. в) Временной основе.
б) Возмездной основе. г) Безвозмездной основе.  
  Правовым основанием преобразования форм и отношений государственной собственности субъектов Российской Федерации является решение:
а) Законодательных органов власти субъектов федерации. в) Распорядительным комитетом по управлению государственным имуществом.
б) Постановление правительства исполнительной власти субъектов РФ.   г) Региональным законодательством о местном самоуправлении.
  Функцию старшего менеджера государство выполняет к объектам находящимся в:
а) Государственной собственности. в) Региональной собственности.
б) Муниципальной собственности. г) Местной собственности.  
  По отношению к коммерческим объектам, находящимся полностью или частично в государственной собственности, государство является:
а) Менеджером. в) Управляющим.
б) Инвестором. г) Владыкой.  
  Целью государства-менеджера является:
а) Обеспечить производство необходимых продуктов. в) Обеспечить производство необходимых товаров определенного качества, объема и условий.
б) Обеспечить производство необходимых услуг. г) Обеспечить производство необходимых продуктов и услуг определенного качества, объема и условий.  
  К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены предприятия:
а) Обороны. г) Объекты инфраструктуры.
б) Научно исследовательские центры имеющие стратегическое значение. д) Объекты значимые с точки зрения макроэкономики влияние.
в) Социальные объекты не являющиеся коммерческими. е) Предприятия госучреждения.
           

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал