Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9 Основы управления муниципальным недвижимым имуществом
План 1 Понятие муниципального имущества. 2 Учет муниципального имущества. 3 Контроль муниципального имущества. 4 Порядок приватизации муниципального имущества.
Студент должен: - иметь представление о составе и управления муниципального имущества; - знать понятие муниципального имущества, порядок учета и контроля муниципального имущества.
1 Понятие муниципального имущества, казна, состав муниципального имущества. Муниципальное имущество – движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Муниципального образования. Управление муниципальным имуществом – организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования муниципальное образование в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью. Распоряжение муниципальным имуществом – действия Органов местного самоуправления муниципального образования по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передачу его третьим лицам в собственность, на ином вещном праве, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог. Отраслевые органы – отраслевые органы администрации муниципального образования, осуществляющие формирование и реализацию политики муниципального образования в соответствующей отрасли, и координацию деятельности подведомственных им муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (далее – предприятия и учреждения). Муниципальная казна – средства бюджета муниципального образования, а также муниципальное имущество, не закрепленное за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Реестр имущества муниципального образования – информационная система, содержащая структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе. Уполномоченные органы местного самоуправления принимают в установленном порядке следующие решения по распоряжению муниципальным имуществом: - о закреплении муниципального имущества за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; - о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и в качестве взноса в некоммерческие организации; - о передаче муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании заключаемых с ними договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации; - об отчуждении муниципального имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность иных муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц; - о передаче муниципального имущества в залог; - об обособлении муниципального имущества в казне муниципального образования. От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет Администрация Муниципального образования (Орган по управлению имуществом). Решения о приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом. Соответствующий договор (купли-продажи, мены, дарения, ренты) заключает Орган по управлению имуществом. Решения по вопросам распоряжения имущественными комплексами, акциями акционерных обществ и иными объектами недвижимого и движимого муниципального имущества, уполномоченные настоящим Положением органы местного самоуправления муниципального образования вправе принимать при условии их предварительного рассмотрения в межведомственной комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом (далее - Комиссия), образуемой Муниципальным советом на постоянной основе. В состав Комиссии включаются представители Муниципального совета, Органа по управлению имуществом. На правах членов Комиссии привлекаются к участию в ее заседаниях представители отраслевых органов, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, вопросы распоряжения имуществом которых стали предметом рассмотрения Комиссии. Председателем Комиссии является Глава (управляющий) администрации муниципального образования. Объекты муниципального нежилого фонда подлежат страхованию. Порядок и условия страхования муниципального имущества утверждаются постановлением Муниципального совета. Обособление муниципального имущества в муниципальной казне осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрации муниципального образования при закреплении этого имущества за Организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или при отчуждении его в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований. 2 Учет муниципального имущества. Муниципальное имущество, подлежит учету в реестре имущества муниципального образования). Ведение реестра осуществляет Орган по управлению имуществом. К объектам учета реестра относится следующее муниципальное имущество: - имущество, закрепленное за предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; - имущество, составляющее муниципальную казну. Сведения об объекте учета должны содержать данные о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования на объект учета, представленный недвижимым имуществом, характеристику индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих однозначно отличить его от других объектов, данные об обременениях объекта учета, а также отражать данные об организациях, во владении, пользовании и распоряжении которых объект учета находится, об обязательствах этих организаций, связанных с объектами учета, перед третьими лицами. Организации, имеющие муниципальное имущество, обязаны: - организовать и вести бухгалтерский учет этого имущества в порядке, установленном Федеральным законом " О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - получить в Органе по управлению имуществом документы, подтверждающие внесение этого имущества в реестр; - ежегодно до 1 апреля представлять в Орган по управлению имуществом по установленной им форме сведения об имеющемся у них муниципальном имуществе. Муниципальное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено. Для учета муниципального имущества юридическое лицо, выступающее владельцем объекта учета, представляет в Орган по управлению имуществом заявление на получение свидетельства о внесении в реестр объекта учета по форме, устанавливаемой Органом по управлению имуществом. К заявлению прилагаются: - карта учета муниципального имущества (далее – карта учета) заполненная по форме, устанавливаемой Органом по управлению имуществом; - документы, подтверждающие сведения об объекте учета, представленные в карте учета. Орган по управлению имуществом обязан принять решение об отказе в выдаче свидетельства о внесении в реестр объекта учета, если: - установлено, что имущество, имеющееся у заявителя, не является муниципальным имуществом; - владелец объекта учета после приостановки процедуры учета не представил в установленный срок дополнительные сведения; - материалы, представленные владельцем объекта учета, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования о внесении объекта учета в реестр и выдаче Свидетельства его владельцу: - присваивается уникальный реестровый номер, порядок формирования которого определяет Орган по управлению имуществом; - владельцу объекта учета не позднее пяти дней с даты присвоения реестрового номера направляется Свидетельство, по форме, утверждаемой управляющим администрацией муниципального образования. Регистрацию выданных Свидетельств осуществляет Орган по управлению имуществом. Ведение реестра осуществляется на бумажных и магнитных носителях информации. Дело должно содержать книгу учета документов, копии документов, устанавливающих (подтверждающих) принадлежность объекта учета к муниципальной собственности муниципального образования, и иные документы, характеризующие объект учета и поступающие в Орган по управлению имуществом в ходе прохождения процедуры учета муниципального имущества и ведения реестра. Дело идентифицируется реестровым номером объекта учета. 3 Контроль муниципального имущества Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества осуществляется в целях: - достоверного установления фактического наличия и состояния муниципального имущества, закрепленного за организациями или переданного им во временное владение, пользование и распоряжение в установленном порядке; - повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе, за счет повышения доходности от его коммерческого использования; - определения обоснованности затрат бюджета муниципального образования на содержание муниципального имущества; - обеспечение законности в деятельности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению, имеющимся у них муниципальным имуществом; - приведение учетных данных об объектах контроля в соответствие с их фактическими параметрами. Основными задачами контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества являются: - выявление отклонений, различий между зафиксированным в документах состоянием имущества на момент контроля и его фактическим состоянием; - выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов контроля, а также нарушений установленного порядка их использования; - определение технического состояния объектов контроля и возможности дальнейшей их эксплуатации; - установление причинно-следственных связей между выявленными в процессе контроля отклонениями от установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и факторами, способствующими возникновению этих отклонений. Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, имеющегося у организаций, осуществляет Орган по управлению имуществом, а также отраслевые органы. Осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности Организаций производится в порядке, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности. Орган по управлению имуществом в целях контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества: - осуществляет ежегодные документальные проверки данных бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями, имеющими муниципальное имущество, на их соответствие данным, содержащимся в реестре; - осуществляет проверки фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению муниципального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также переданного организациям на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, и соответствия фактических данных об этом имуществе сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета этих организаций и в реестре; - проводит экспертизу проектов договоров и иных документов, представляемых в установленном порядке организациями, имеющими муниципальное имущество, при совершении сделок с этим имуществом, на их соответствие законодательству, а также данным, содержащимся в реестре; - осуществляет проверку деятельности отраслевых органов по организации системы ведомственного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, находящегося у подведомственных организаций. Акты проверок утверждает Глава (управляющий) администрацией муниципального образования. Внеплановый контроль осуществляется в обязательном порядке: - при передаче муниципального имущества в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, залог, при его выкупе, продаже, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия; - при прекращении срока действия договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в случаях их досрочного расторжения; - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи муниципального имущества; - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, повлекших нанесение ущерба муниципальному имуществу; - при ликвидации (реорганизации) организации, имеющей муниципальное имущество. Решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом. Создание предприятий осуществляется в случаях, когда социально-значимые цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. Решение о создании предприятия может быть принято также тогда, когда на территории муниципального образования отсутствуют необходимые населению коммерческие услуги. После появления на соответствующем рынке услуг частных коммерческих организаций, предприятие подлежит приватизации в установленном порядке. Участие муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях может осуществляться путем: - внесения имущества или имущественных прав муниципального образования в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; - приобретения акций открытых акционерных обществ на рынке ценных бумаг; - внесения муниципального имущества в качестве взноса в некоммерческие организации, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. 4 Порядок приватизации муниципального имущества Возмездная передача муниципального имущества в собственность юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества. Программа приватизации муниципального имущества, разрабатываемая Органом по управлению имуществом на основе Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации, представляется Главой (управляющим) администрации Муниципального образования в Муниципальный совет в срок не позднее двух месяцев поле принятия Государственной программы. Продажу муниципального имущества осуществляют юридические лица, отобранные по результатам конкурса, порядок и условия проведения которого устанавливается Муниципальным советом. Предприятие вправе продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения не-движимое имущество с согласия Муниципального совета по представлению Главы (управляющего) администрации муниципального образования. В постановлении Муниципального совета о даче согласия на продажу недвижимого имущества указываются нормативы распределения средств от продажи имущества между пред-приятием и бюджетом муниципального образования. При этом доля средств, направляемых в бюджет муниципального образования, не может быть меньше 25%. Для принятия решения о даче согласия на продажу недвижимого имущества Орган по управлению имуществом представляет в Муниципальный совет следующие документы: - письмо за подписью руководителя предприятия, содержащее просьбу о даче согласия на продажу имущества и технико-экономическое обоснование необходимости продажи и использования полученных средств; - копию протокола заседания Комиссии; - представление Главы (управляющего) администрации муниципального образования в форме заключения; - копию устава предприятия; - балансовый отчет на последнюю отчетную дату с отметкой налоговых Органов; - правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, включая правоустанавливающие документы на земельный участок на котором находится продаваемый объект; - технический паспорт БТИ, справку БТИ о техническом состоянии имущества; - справку о принадлежности объекта к памятникам истории и архитектуры; - отчет об оценке рыночной стоимости имущества, произведенной независимым оценщиком; - справку о балансовой стоимости имущества. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может передаваться в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований по соглашению сторон на основании договоров купли - продажи, дарения (пожертвования) или мены, заключаемых Органом по управлению имуществом на основании соответствующих постановлений Муниципального совета. Договоры аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления муниципальным имуществом (далее - договоры) заключаются, как правило, по результатам торгов на право заключения договора в порядке, устанавливаемом Муниципальным советом соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. В доверительное управление передается имущество, состоящее в муниципальной казне, а именно: - предприятия и иные имущественные комплексы; - отдельные объекты недвижимого и движимого имущества; - акции акционерных обществ за исключением акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации муниципальных унитарных предприятий; - доли в уставном капитале хозяйственных обществ. Для принятия решения об учреждении доверительного управления муниципальным имуществом Орган по управлению имуществом представляет в Муниципальный совет следующие документы, рассмотренные и одобренные на Комиссии: - копия протокола заседания Комиссии; - проект постановления Муниципального совета об учреждении доверительного управления; - пояснительную записку с обоснованием: а) целесообразности передачи имущества в доверительное управление; б) выбора формы заключения договора (на торгах или целевым образом); в) выбора кандидатуры доверительного управляющего (при заключении договора целевым образом); г) выбора формы проведения торгов и кандидатур участников торгов при проведении закрытого конкурса; д) размера вознаграждения доверительного управляющего как части дохода, полу-чаемого в результате доверительного управления имуществом; е) размера платежа за право заключения договора, который не может быть меньше затрат организатора торгов на подготовку конкурсной документации; ж) применения залога или банковской гарантии в качестве обеспечения доверительным управляющим исполнения обязательств по договору; - копию отчета профессионального оценщика о рыночной стоимости объекта доверительного управления; - проект договора, заключаемого целевым образом; - проект конкурсной документации (при принятии решения о проведении торгов), включающей: а) порядок и условия проведения торгов; б) проект информационного сообщения о проведении торгов; в) форма заявки на участие в торгах; г) критерии выбора победителя торгов; д) начальный размер платежа, выплачиваемого победителем торгов, за право заключения договора; е) проект договора, заключаемого по результатам торгов. Торги проводятся в форме конкурса, открытого или закрытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по выполнению условий конкурса. Организатором торгов выступает Орган по управлению имуществом, который создает соответствующую конкурсную комиссию. Выгодоприобретателем от лица муниципального образования выступает Орган по управлению имуществом. В целях обеспечения исполнения обязательств муниципального образования и предприятий перед третьими лицами, может передаваться в залог муниципальное имущество: - составляющее муниципальную казну; - принадлежащее предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное имущество может быть предметом залога для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Залог имущества, находящегося в муниципальной казне, возникает в силу договора, заключаемого на основании соответствующего постановления Муниципального совета Органом по управлению имуществом с кредитором по обеспечиваемому залогом обязательству. Предприятие для получения разрешения на залог недвижимого имущества, принадлежащего ему на право хозяйственного ведения, направляет письменное заявление в орган по управлению имуществом с приложением: - проекта договора о залоге; - свидетельства о внесении муниципального имущества, имеющегося у предприятия, в реестр; - заключения независимого профессионального оценщика о рыночной стоимости пере-даваемого в залог муниципального имущества; - финансово-экономического обоснования возможности выполнения предприятием обязательств, обеспечиваемых залогом муниципального имущества, в сроки, устанавливаемые договором о залоге этого имущества. Движимое и недвижимое муниципальное имущество, относящееся к основным средствам и закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятиями и на праве оперативного управления за учреждениями, может быть списано с их баланса по следующим основаниям: - пришедшее в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам; - морально устаревшее. Списание основных средств только в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно и если они в установленном порядке не могут быть реализованы либо переданы другим предприятиям или учреждениям. Комиссия по списанию основных средств: - производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, используя при этом всю необходимую техническую документацию (паспорт, поэтажные планы и другие документы), а также данные бухгалтерского учета, и устанавливает непригодность объекта к дальнейшему использованию либо восстановлению; - устанавливает конкретные причины списания объекта; - выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством; - определяет возможность продажи имущества, подлежащего списанию, или безвозмездной передачи его на баланс социально-значимых учреждений (образовательным, детским, здравоохранения, социального обеспечения); - при частичном сохранении потребительских качеств подлежащего списанию имущества определяют возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку на основе действующих на этот момент рыночных цен на аналогичную продукцию и степени износа оцениваемых объектов, но не ниже остаточной стоимости; - осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств годных дета-лей, узлов, материалов, а также драгоценных металлов с определением их количества и веса, контролирует сдачу их на склад с соответствующим отражением на счетах бухгалтерского учета.
Контрольные вопросы для самопроверки
1 В каких НПА и отраслях законодательства регулируется сфера недвижимости? 2 Что входит в состав муниципального имущества? 3 Из каких структурных подразделений состоит комитет по управлению муниципальным имуществом? 4 Каковы пути совершенствования управления недвижимого имущества муниципальных образований?
Тесты
|