Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика эпохиСтр 1 из 8Следующая ⇒
История зарубежной литературы 20 века Казаков Алесей Аширович
Характеристика эпохи
«Зарубежная литература 20 века – заведомо неклассическая литература. Для её изучения потребуется менять представление о литературе, о чтении».
Рекомендованная литература: Джойс «…» Пруст «В поисках утраченного времени» (первый том)
Духовное начало нового столетия отсчитывается с начала 10-х годов – наступает ощущение, что пришла новая эпоха. Время революций, мировых войн, великих депрессий, тоталитарных режимов, катастроф. Требуется новое искусство: модерн («современность»), авангард («отдел идущих впереди»), футуризм (искусство будущего). «Закончилась эпоха» - сознание людей тогда. Ренессанс -> просвещение (18, 19 века) закончились. Началось неизвестное. Разрушились гуманистические ценности: вера в человека, что человек в центре мира, что мир для человека, вера в разум, в прогресс, в то, что мы растём и куда-то идём. В новой эпохе «люди в этом мире случайны, прогресса нет, разума нет, мы движемся циклично либо в никуда». Распад человека (душевный и телесный) на всех уровнях культуры. Распадаются Истина, Добро и Красота, которые раньше воспринимались как неразрывное целое. Теперь есть: И и Д без К – экспрессионизм К без И и Д – импрессионизм Ни Д, ни И, ни К – авангард.
Авангардисты принимают новую эпоху и культуру с радостью. 20е – «золотые 20е» - время эстетического празднования. Время джаза. Ощущение революционного обновления, «закат Европы», «новое средневековье». Новая философия жизни: человек и мир совсем не такие, какими казались в 19 веке добропорядочному буржуа. Было: «мир – это что-то обжитое, понятное, привычное». Стало: «человек и мир – тайна, загадка, мир абсурден, «Бог умер», ни с чем высшим мы не связаны, на небе ничего нет, мы здесь незачем, цели у нас нет». Мир Ницше полон риска, необоснованности, лишён высшего основания, мир ужаса и абсурдности (модернисты). Пересмотр отношения к мифу. К нему больше не относятся как к сказке дикого необразованного человека. «Что-то можно объяснить только наукой, а что-то – только мифом». Миф оказался нужен в эпоху нового интереса к иррациональному. Экспрессионизм: «мир громадный, нечеловеческий, говорит с человеком на своём языке, а искусство – мост в мир духов». НЕ война стала причиной смены эпох, а наоборот! Война и революции – это симптомы слома веков и смены ценностей. Дрезден, 1905 год, группа «Мост». Группа «Синий всадник». Франц Кафка. Экспрессио – «выражение». Язык экспрессионизма – гротеск. Гротеск – искусство неправильного, искривлённого. (Здесь Василий Кандинский). Интерес к сущностному, может не быть имён героев (просто солдат, богатый и т.д.).
|