Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 3. Дадаизм – следующая школа авангарда
Дадаизм – следующая школа авангарда. Основатель Тристан Тцара. Для имени характерна игровая составляющая. Тцара связано с русским словом «царь». 1916 год – выход манифеста «Господина Антипирина». Назван пощёчиной общественному вкусу. Позиция дадаизма в этом манифесте – плевать на всё человечество. Дадаисты очень внимательны к началу человека, к младенческому и детскому. Романтики шли к молодости, авангардисты идут ещё дальше – к детству. Здесь, в первую очередь, ребёнок играющий. Он играет со всем, без ограничений. Здесь абсурд – не повод для ужаса, а повод для игры. Если всё абсурд, то со всем можно играть. «Статью нужно порвать на кусочки», потому что, с позиции дадаизма, всё абсурдно и ничто не имеет смысла.
Футуризм зарождается в Италии. Основатель Филиппо Томмазо Маринетти. ФТМ – футуризм. 1909 год – первый манифест футуризма выходит в газете «Фигаро» на итальянском и французском языках и сразу становится известным. Для футуризма так же, как для авангарда, характерно шокировать, эпатировать. Но здесь есть ещё семантическая составляющая. Новая точка зрения, новое видение действительности, видение не человека, а толпы, видение коллективного. Мир растущий и развивающийся улавливает только гротеск, а здесь мир остановился и будущего нет. Парадокс – как можно быть искусством будущего, если его здесь нет? Если прошлое разрушено, это ещё не значит, что футуризм – искусство будущего. Писать о будущем, которого нет, можно только языком гротеска. Мы видим, как вызревает будущее в настоящем. Футуристы входят в реальность как что-то растущее, развивающееся. «Всё нужно разорвать на кусочки и перемешать». Позиция «выживает сильнейший». Мир футуризма – мир постоянной войны, мир революции. Возрастает интерес к машине как к феномену будущего. Машина более приспособлена к выживанию, и человек должен превратиться в машину. Ультрасовременная поэзия города, скорости, машины, толпы. Мифология толпы. Толпа по формам мышления не развивается, она первобытная. Но по содержанию мышления она всегда ультрасовременная, потому что у неё нет памяти.
Сюрреализм. Основатель Андре Бретон. Здесь же Луи Аргон, Поль Элевар. Это ядро сюрреализма, три поэта мировой величины. Для Аргона и Элевара деятельность не ограничивается сюрреализмом. Началом сюрреализма было словесное искусство, и только потом он распространился на живопись и др. виды искусства. История формирования школы такая: в 1916 юный Бретон знакомится с Аргоном, и затем с метром авангарда Гиёмом Аполлинером. В конце 10-х годов они объединяются с Тцаром и создают школу дадаизма, позднее примыкает Элевар. Далее трое со скандалом выбиваются из школы дадаизма и создают свой манифест сюрреализма (1924 год). Сюрреализм – одна из самых поздних школ авангарда. Спор о термине (Аполлинер и Бретон). Бретон – харизматическая яркая личность. Куда бы он ни приехал, там сразу же появлялась своя школа сюрреализма. Однако после его отъезда эти школы быстро ломались (через полгода). Бретона называли папой сюрреализма (не отцом, как Аполлинера, а именно папой (Римским)). Позднее выходят второй, третий и четвёртый манифесты сюрреализма, Бретон будет постоянно его возрождать, поддерживать. Но, в конце концов, он сдастся, и школа сюрреализма всё же исчезнет. Для сюрреализма так же характерна абсурдизация, но здесь это не сама цель, а средство сюрреализации. Сюрреализм – гибрид прагматики и семантики. Аполлинер говорил о необходимости создавать новое, а не подражать действительности. Это и есть сюрреализм. Различие в том, что сюрреалисты хотели не создать новое, а увидеть в реальном что-то глубинное и новое. Интерес к бессознательному (как и у романтизма). Авангард – крайнее развитие романтизма. Тому, что мы считаем нереальным, мнимым, сюрреалисты приписывают статус высшего. Наше видение реальности – фикция. Подлинно то, что нереально, что за гранью нашего сознания. Как фикция яви создаётся? Человек по мысли Фрейда, главный принцип, по которому живёт человек – принцип удовольствия. Но есть ещё принцип реальности, по которому не всё, что мы хотим, мы можем получить (по закону физики, не всё выполнимо). И если в нашей психике накапливаются невыполненные желания, то они нас разрушают. Поэтому объективно существует потребность ограничения желаний. Для этого в психике формируется разум, личностное начало, эго. Затем этика, социальные нормы. Т.е. эти понятия – фикция, сфабрикованность, искусственность. И если мы хотим вернуться к подлинности, то нужно эту фикцию разрушить. Способы разрушения разные. От психологического анализа до алкоголя и наркотиков, отказа от еды и сна. В общем, от всего, что изменяет сознание. Ориентиром для позиции художника становится мир детства. Ребёнок ещё не отягощён нормами, моральными принципами, эго. Ещё одна модель – позиция сумасшедшего. По Фрейду, у сумасшедшего разрушаются нормы, принципы, и происходит регресс, путь к детству. По Фрейду, ребёнок не все свои желания воплощает в яви. Он воплощает их в мечтах. Принцип сюрреализма.
Авангард – это искусство хаоса. Здесь некое развитие романтизма. Авангард – это мы, доведённые до крайности. Всё приведено к хаосу. Казалось бы, мир разрушают для того, чтобы построить что-то новое. Но нет. Новый мир будет строиться хаосом. Вдохновение есть хаос. Оно не подконтрольно, приходит хаотично, и оно делает за нас что-то новое. Будем ли мы рады тому, что создаст хаос? Не факт. Но. Хочешь что-то новое – нужен хаос. Не хочешь хаоса – всё будет по-старому. Показывается не плач человека, а машины. Не человеческие эмоции, а колебание материи. Наша личность не обладает способностью творить новое. Новое создаётся только хаосом. Без понимания этого мы не понимаем романтизма, не понимаем крайних форма развития романтизма в авангарде. Кроме того, нам это поможет разобраться с другими версиями творчества.
|