Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5






 

Пруста можно соотнести и с некоторыми явлениями реализма 19 века. Лирическая проза 19 века (в Тургеневской традиции).

«Можно написать роман о человеке, который ничего не сделал». Этот герой интересен тем, что у него богатый внутренний мир. Внутренний мир предстаёт как вселенная, по которой можно путешествовать. В 19 веке такой роман был немыслимым. Потом сказали «история души человека может быть интереснее истории целой нации».

Прустовский роман строится похожим образом. Здесь действуют две системы оценки. Они взаимоисключающие и противоположные, но они друг друга дополняют. Есть внутреннее – возвышенное, идеал, любовь, красота. Есть внешнее – низкое, прозаическое, описывается бытовым языком. И то, и другое имеет плюсы и минусы. Внутреннее сугубо субъективно, ничем не подтверждается. Мы это чувствуем, но доказать не можем. А внешнее реально. Это факт, и его можно «потрогать» и доказать.

Герой находится между внутренним и внешним. Внутри он как будто целая вселенная, и снаружи ему ничего не нужно делать, не нужно реализоваться. Снаружи – то, что он не реализован в жизни, показатель его внутренней ущербности. На этой системе отсчёта развёртывается вся коллизия романа.

Две главные сферы. Во-первых, герой будет реализовываться социально (будет добиваться уважения и одобрения социума, правда, бесполезно, но пытаться будет). Феномен светского человека. Этот мир – мир субъективный, мир впечатлений героя. Мы не имеем выхода к объективной реальности, всё в восприятии субъекта. Эта субъективность у Пруста доводится до максимума. Герою кажется, что его субъективность создаёт реальность вокруг себя. Светский человек – человек, который умеет навязывать впечатление о себе. Навязывает, как именно его надо видеть. Пруст приходит к выводу, что за маской светского человека нет ничего – пустота. Это усиливает проблему подражания светскому человеку. «Я внутренне богатый, а в глазах окружающих дурак, а он внутри пустой, зато в глазах людей блестящий».

В конце Пруст скажет, что дорога любви – главная дорога к реальности.

Герой думает, что ему всё подвластно, но над женщиной он не властен. И он выбирает путь измены.

Пруста читать непросто. Хоть он пишет классическим лирическим литературным языком и в этом есть всё, чтобы читать легко. Но его видение героя гораздо более насыщенное, чем наше, и мы этого видения не поймём.

Пруст – рантье. Он имеет состояние, на которое живёт, и не заботится о куске хлеба. Это явление конца 19 века. Он тратит деньги, ничего не преумножая, не работая. Утраченное время. Субъективное чувство времени. Субъективная реальность. Всё, что нам кажется важным, со временем тает и развеивается. Для этого романа характерна специфическая элегическая (грустная) тональность.

Новаторство Пруста. Его новое слово связано со специфической моделью человека. Художественными средствами он решает насущные жизненные задачи. Речь идёт о некоем самопознании. Поиск утраченного времени – это поиск себя. Здесь «я» – это бытийная категория, её нельзя охарактеризовать рядом признаков.

«В двух вещах нас никто не может заменить – это смерть и понимание».

Один из сюжетов самопознания – поиск себя оказывается связанным с поиском ценностей. Нужно собрать человека из разрозненных чувств, впечатлений и т.д., но нужно ещё и заново собрать ценности. На пути поиска ценностей Пруст прибегает к критике. Он критикует ложную концепцию ценностей, которая сформирована в позднем реализме и натурализме. Например, «истина содержится в мудрой книге», «красота содержится в прекрасной картине». Пруст критикует эту объективность – люди ходят в картинные галереи, но не прикасаются к красоте, читают книги, но не прикасаются к истине. Пруст считает, что истина не содержится в вещах, и чтобы её понять, что-то должно произойти с самим человеком.

Пруст приводит любовь. Не объективные качества человека вызывают любовь, а что-то происходит с нами, дело в нас. В глубине субъекта (человека) что-то происходит или не происходит, там и надо искать опорные ценности. До времени Пруста никто этого путешествия в глубину не делал. И сейчас этого не делают, поэтому ценности исчезли. Люди перестали путешествовать вглубь себя, поэтому пришла война (19-20 века).

Герменевтика – наука о познании. Гермес, герметичность (знание герметично закрыто внутри). Герменевтический круг. В точных науках круг запрещён (принято линейное познание). А в человеческих науках используется герменевтический круг.

Три вещи мешают самопознанию: лень, страх (что придётся что-то решать, делать) и надежда («всё разрешится без нашего участия»).

Модель вечности. Одна ложная, связанная с самообманом. Она предполагает бесконечный ряд мгновений. Это распространённая концепция вечности. «После этой жизни будет следующая, поздно не будет никогда».

Подлинная модель вечности другая. Вечность теперь. Жизнь ограничена временем, каждое мгновение неповторимо.

Если мы обретаем время, то оказывается, что его достаточно. Достаточно одного мгновения, если его не утрачивать. Достаточно одной любви, одного произведения и т.д.

Специфика ситуации Пруста в том, что он как раз-таки не успел. Нужно быть ребёнком родителей, пока есть родители, нужно быть молодым, пока есть молодость. Любовь жизни Пруста погибла, родители умерли, молодость прошла. Он утратил время. Но нашёл «окольную тропинку» – творчество. Его произведение – не автобиография. Дело не в том, что он излагает историю своей жизни. Он её переписывает (меняет).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал